Дидактические игры

15.07.2010 12:20 Редактор
Печать

Дидактическая игра «Осень пришла»
Педагог побуждает малышей логично завершить начатые им предложения. Эта игра может проводиться как коллективно, так и индивидуально. Малыши сначала добавляют слово (слова) и вся группа хором повторяет соответствующее предложение полностью.

Закончилась летняя пора, и к нам ... (Пожаловала осень)
Рассветы стали ... (Прохладными, сырыми)
Каждое утро мы видим, как по земле стелется легкий белый ... (Густой туман)
Осенью люди собирают урожай ... (В поле, на огородах)
Птицы собираются улетать ... (В теплые края, на юг)
Листья на деревьях меняют свой ... (Цвет)
Они становятся ... (Красными, желтыми, багряными, коричневыми)
Осень - это пора ... (Щедрая, урожайная, золотая, волшебная)


маленькие детиДидактическая игра «Подбери  словечко»
Педагог побуждает детей подобрать как можно больше существительных к прилагательным. Во время игры воспитатель должен следить за тем, чтобы малыши правильно согласовывали названые слова с заданным родом и числом.
Осенняя ... (Погода, прохлада, тучка, пора, дубрава, паутинка, куртка, позолота, роща)
Осеннее ... (Пальто, солнышко, поле, марево, утро)
Осенний ... (Ветер, листок, лес, парк, отдых, урожай, дождик, туман, вечер, ноябрь, перелет)
Осенние ..(Дни, деревья, месяцы, дожди, мечты, снопы, лучики, облака)


Дидактическая игра «Какой у тебя листочек?»
Дети становятся в круг.
Воспитатель дает одному из детей листочек, вырезанный из цветной бумаги и просит сказать, с какого дерева этот листочек. Ребенок называет определенное слово-признак и передает дальше листок по кругу, следующему игроку, который в свою очередь называет также свой признак воображаемого листочка, а затем передает его дальше. Игра продолжается, пока листочек не обойдет весь круг.
Если ребенок колеблется с ответом, педагог может помочь ей подсказкой.
Например:
Твой листочек, Ваня, кажется, упал из клена. Какой он? (Кленовый)
У тебя, Оля, листочек небольшой, поэтому он какой? (Маленький)
Варианты слов для игры: осенний, желтый, красный, коричневый, оранжевый, маленький, большой, продолговатый, круглый, дубовый, березовый, липовый, кленовый, каштановый, вишневый, гладкий, сухой, мокрый, яркий, опавший, красочный, золотой.


Дидактическая игра «Разные вещи»

Взрослый побуждает детей подобрать к названным им словам, слова с противоположным значением - антонимы.
Снег холодный, а чай ... (Горячий)
Снежинки белые, а земля ... (Черная)
Летом солнце высоко, а зимой ... (Низко)
Зимой ночь длинная, а день ... (Короткий)
Снег мягкий, а лед ... (Твердый)
Белочка зимой сыта, а волк ... (Голодный)
Воробей - птица зимующая, а ласточка ... (Перелетная)
На улице  вода замерзает, а в доме ... (Тает)


Дидактическая игра «Новогодняя елка»
Педагог просит детей ответить на вопрос, подобрав к существительным нужные прилагательные:
Новогодняя елка какая? (Блестящая, праздничная, пушистая, живая, искусственная, нарядная, колючая, зеленая, стройная, большая, маленькая, свежая, ветвистая, пахучая)
Что делает для нас новогодняя елка? (Сияет, светится, блестит, стоит, пахнет)
Как появляется праздничная елка в доме или детсаду? (Ее купили, срубили, принесли, поставили, установили, украсили)


Дидактическая игра «Ставим слова на место»
Малыши с необходимой помощью воспитателя составляют предложения из заданных слов и расставляют слова в правильном порядке.
Года, вскоре, праздник, Нового, наступит. (Вскоре наступит праздник Нового года)
К, готовятся, малыши, нему, все. (Все малыши готовятся к нему)
Елки, уже, украсили, мы, новогодние. (Мы уже украсили новогодние елки)
Мальчики, стишки, песни, девочки, изучают, и. (Мальчики и девочки изучают стишки и песни)
Ждут, Деда, с, Мороза, все, нетерпением. (Все с нетерпением ждут Деда Мороза)
Хорошие, Мороз, малышам, принесет, дед, подарки. (Дед Мороз принесет малышам хорошие подарки)


Дидактическая игра «Продолжи  мысль»
Педагог просит детей логически завершить начатые предложения о весне. Малыши выполняют предложенное задание.
Прошла суровая зимонька, и к нам пришла ... (Весна)
Весна - это пора, когда все ... (Оживает, пробуждается, радуется, растет)
Небо весной ... (Голубое, высокое, чистое, ясное)
С него нам приветливо сияет ... (Солнышко)
Оно уже поднялось ... (Выше)
Солнце согревает землю своими ... (Лучиками)
Всюду бегут ручейки, так как тает ... (Снег)
Скоро вернутся из теплых краев ... (Птички)
На холмах зазеленеет весенняя ... (Травка)
Расцветут первые весенние ... (Цветочки)


Дидактическая игра «Братья-месяцы»
Воспитатель читает детям группы месяцев года и предлагает определить, где «лишний» месяц, соответственно объяснив это.
Март, апрель, октябрь. (Лишний октябрь, поскольку это осенний месяц, а остальные месяцы – весенние)
Декабрь, июль, январь. (Лишний июль, потому что это летний месяц, а остальные – зимние)
Апрель, октябрь, ноябрь. (Лишний апрель, потому что это весенний месяц, а октябрь и ноябрь – осенние)
Июнь, июль, сентябрь. (Лишний сентябрь, ибо остальные месяцы летние, а сентябрь – осенний)


Дидактическая игра «Лесные слова»
Воспитатель предлагает детям подобрать к предложенным прилагательным как можно больше существительных. Во время игры педагог должен следить, чтобы малыши правильно подбирали слова в соответствии с заданным родом и числом.
Лесной ... (Зверь, куст, орех, подарок, гриб, пенек, массив, запах, шелест, хозяин, маршрут, цветок, мир)
Лесная ... (Поляна, птичка, природа, ягода, красота, чаща, пуща)
Лесное ... (Дерево, царство, насекомое, путешествие, озеро)
Лесные ... (Песни, звуки, деревья, бабочки, благовония, плоды, заросли, кустарники, жители, животные)


Дидактическая игра «Лес в разные времена года»
Педагог предлагает малышам по рисункам и по собственному  опыту и наблюдениями подобрать прилагательные и глаголы, характеризующие лес зимой, весной, летом, ранней и поздней осенью т.д.
Какой лес зимой? (Белый, заснеженный, тихий, зимний)
Что делает зимний лес? (Спит, отдыхает, дремлет)
Какой лес весной? (Цветущий, бодрый, красивый, шумный)
Что делает природа леса весной? (Просыпается, пробуждается, оживает, поет, расцветает, зеленеет)
Какой лес летом? (Пышный, зеленый, густой, нарядный, щедрый, ягодный)
Что происходит в лесу летом? (Созревают ягоды, взрослеют птенцы и зверята, все растет, радуется лету)
Каким  лес становится, когда пришла осень? (Красочным, цветным, золотым, багровым, пестрым)
Что делает лес с приходом осени? (Желтеет, краснеет, меняет цвет, очаровывает нас красотой)
Как изменяется вид леса поздней осенью? Какой лес в это время? (Голый, грустный, безлистный, черный, угрюмый)
Что делает лес в эту пору? (Готовится к зимнему сну)


Дидактическая игра «Какое время года в лесу?»
Воспитатель зачитывает малышам ряд слов и предлагает детям назвать то время года, отношение к которому заданные слова имеют, например:
Подснежник (весна), земляника (лето), ручьи (весна), снег (зима), первоцвет (весна), орехи (осень), ежевика (лето), мороз (зима), птенцы (лето), иней (зима), листопад (осень), паутинки (осень), проталины (весна), жара (лето), тишина (зима), позолота (осень), опята (осень).


Дидактическая игра «Лесные животные»
Воспитатель побуждает малышей рассказать по очереди о каждом диком животном, подобрав как можно больше прилагательных и глаголов, характеризующих их. Например:
Кто это? (Волк)
Какой волк? (Серый, злой, зубастый, хищный, большой, сердитый, голодный, угрюмый, худой, грозный)
Что делает волк? (Блуждает, охотится, щелкает зубами, ищет добычу, воет).
Кто это? (Лиса)
Какая лиса? (Рыжая, пушистая, длиннохвостая, хитрая, лукавая, зубастая)
Что делает лиса? (Хитрит, ворует кур, бегает, охотится, рыщет, подстерегает добычу.)
Кто это? (Заяц)
Какой заяц? (Серый, пушистый, робкий, трусливый, короткохвостый, небольшой, быстрый, длинноухий)
Что делает заяц? (Прыгает, бегает, прячется, боится, ест травку, прислушивается, присматривается).
Кто это? (Медведь)
Какой медведь? (Большой, грузный, неповоротливый, косолапый, лохматый)
Что делает медведь? (Блуждает, топает, лезет на дерево, спит, просыпается, лакомится ягодами, ищет мед).
Кто это? (Белочка)
Какая белочка? (Прыткая, стремительная, подвижная, живая, маленькая, пушистая, рыжая, ловкая, запасливая, хозяйственная, хвостатая).
Что делает белочка? (Прыгает, мчится,  бежит, делает запасы, собирает орехи, устраивает гнездо, выводит бельчат).

Помоги другим! Жми
Обновлено 30.03.2011 17:55