ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Психология дошкольника Особенности адаптации к школе


Особенности адаптации к школе

Смена места в системе общественных отношений (переход из детского сада и домашних условий в школу) создает ситуацию психологической открытости ребенка. И без того доверяющий взрослому, в новой для него жизненной ситуации ребенок с готовностью принимает требования учителя, поэтому учитель должен воспользоваться этой психологической открытостью своих малышей и начать обучать их правилам поведения в классе, в школе, вне школы.
 





Эти правила должны объясняться четко, однозначно. Это даст основание учителю требовать неукоснительного соблюдения правил. Ребенок сам заинтересованно относится к совершенно новым для него правилам. Он пытается разобраться в правилах, хочет выяснить, какие правила действительно обязательны, какие можно обойти. Он обсуждает правила со своими одноклассниками и дома.

Анализ отношения ребенка к наказанию приводит к выводу о том, что правило поведения и последствия от его нарушения занимают его с чисто интеллектуальной стороны: за это наказывают так, а за это этак. Даже когда ребенок говорит о том, что это «стыдное наказание», а другое «не так уж стыдное», он не столько испытывает чувство стыда, сколько рассуждает.

Учитель должен донести до ребенка не только знания о нормах поведения, но и эмоциональное отношение к этим нормам, потребность выполнять правила. Правила, которые усваивает ребенок, следует поднимать в его сознании до понимания их непреложности, обязательности. Поведение ребенка должно определять не наказание за невыполнение правила, а понимание необходимости выполнения.

Отношение к самому учебному процессу определяется общей познавательной активностью ребенка. У него еще нет познавательного интереса к самому учебному материалу. Он только пытается запомнить, что есть уроки родного языка, математики, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, музыки и пения, физической культуры, труда. До школы он был свободен от необходимости знать о существовании учебных предметов. А теперь он должен разобраться в содержании такого множества разнообразных дисциплин.

К концу второго месяца происходит привыкание к школьной жизни. По мере привыкания к внешним атрибутам школьной жизни и накопления утомления от постоянной необходимости жить по новым правилам у ребенка гаснет первоначальная тяга к школе, к уроку, к ученью. Наступает безразличие или активное нежелание продолжать ходить в школу. «Перенасыщение» учением снимается, если в содержание урока вносятся познавательные задачи. Когда реализуется потребность каждого здорового ребенка в знаниях, он становится активным и любознательным. Именно возможность получить новые знания определяет дальнейшее развитие психологической готовности учиться всем дисциплинам, которые преподают первоклассникам.

Все дети шестилетнего возраста испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически — эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически — новый режим ломает прежние стереотипы. Это приводит к тому, что даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и живет в условиях твердого режима, изменится поведение, ухудшится качество сна. Некоторые дети реагируют чрезвычайно остро на новую ситуацию своей жизни. У них серьезно нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья. У иных появляется возбудимость, раздражительность. Они начинают мочиться в постель во время сна и даже когда бодрствуют.

Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Утомление — состояние, характеризующееся снижением работоспособности.

Работоспособность — обладание способностью к работе — зависит от многих факторов. Здесь должна быть эмоциональная заинтересованность задаваемым делом. У ребенка должен быть интерес к конечному результату. Совершенно необходимо волевое усилие,   а также участие внимания, мышления, памяти.

Напряжение всех психических процессов быстро утомляет ребенка, если у него нет интереса к деятельности. Воля шестилетнего малыша еще недостаточно развита. Поэтому он не может долго с помощью только волевых усилий организовывать себя на выполнение задания учителя. Отсюда быстрая утомляемость психическая. Психическое утомление, необходимость тихо сидеть в соответствии со школьными правилами, которые лишают ребенка подвижности, приводит к физическому утомлению. Чем младше ребенок, тем меньше его работоспособность, тем быстрее он утомляется.

Утомление приводит к капризам, к срыву нормального поведения. Психологическая напряженность проходит через полтора-два месяца. Если учитель спокойно и планомерно осуществляют режимные моменты, ребенок усваивает обязательные правила режима и его напряженность падает. Режим и снятие психического напряжения стабилизируют и физическое самочувствие ребенка.

Конечно, есть и ослабленные физически и психически дети. Они быстрее утомляются. Начинаются капризы, плаксивость. Такие дети часто болеют. Недомогание проявляется в постоянной раздражительности, в плаче по самому незначительному поводу. Эти дети требуют специального внимания учителя и воспитателя.

В.С. Мухина
"Шестилетний ребенок в школе"  
 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама