ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Речевое развитие Развитие связной речи и обучение пересказу дошкольников


Развитие связной речи и обучение пересказу дошкольников

Основные виды связного высказываниярассказ и пересказ. При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика.

 






Задача ребенка — запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения.

Самостоятельный рассказ — высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно построить высказывание с точки зрения логики события, о котором рассказывается.

Оба вида связной речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора - беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ — из диалога по поводу событий из личного опыта ребенка. Собственно монологической речью дети начинают овладевать, если их к этому будут побуждать. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослых должна прослеживаться огромная заинтересованность в развитии данного вида речи и желание осваивать вместе со своим малышом все этапы этого развития.

Как уже было сказано, монологическая речь строится на хорошо развитом умении вести беседу, то есть на диалоге. Побольше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры на различные темы, причем давайте возможность малышу сказать как можно больше. Главное, внимательно слушайте своего маленького собеседника, не дайте ему понять, что вам неинтересны его проблемы и увлечения. Ребенок только тогда захочет говорить, когда вы захотите его слушать.

Обучение пересказу
Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка, разговаривая с малышом по поводу прочитанных ему книг. Первоначально это будут беседы по содержанию текста, предполагающие ответы на вопросы. Внимательно и заинтересованно выслушивайте любые ответы детей, поощряйте их попытки рассуждать, высказывать свое отношение к персонажам сказок или рассказов. Умение ставить нужные вопросы придёт к тому, кто захочет, чтобы ребенок правильно понял содержание. Добивайтесь понимания прочитанного вами текста, иначе зачем вы читаете его ребенку?   
                 
Главная опора при обучении пересказу — на память и понимание, поэтому, предложив ребенку пересказать текст, надо убедиться, что он его понял. Для этого надо уточнить значение слов, выражений, которые могут быть непонятны после первого прочтения. Правильность понимания текста в целом проверяется с помощью поисковых вопросов. После предварительной работы по уточнению смысла надо составить план пересказа. Делается это путем подбора вопросов к тексту, задаваемых серией. Очень конкретные вопросы задавать не стоит, чтобы пересказ не превратился в вопросно-ответную беседу по тексту. Главное, чтобы с помощью вопросов ребенок смог связать отдельные части текста между собой и не нарушил при пересказе последовательности событий.

Если текст небольшой по объему, ребенок может пересказать его полностью. Прочитав малышу текст, спросите его, о чем или о ком говорится в сказке, какие события происходили, понравилась ли ему сказка и ее главные герои? Затем попросите ребенка рассказать сказку мишке или кукле: «Мишка спал, пока я читала тебе сказку, не слышал ее. Расскажи, пожалуйста, ему подробно все, что ты запомнил».

Л.М. Козырева
"Развитие речи"

 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама