ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Первоклашки Особенности адаптации шестилетних первоклассников к школьной жизни


Особенности адаптации шестилетних первоклассников к школьной жизни

Цель: повышение уровня осведомленности учителей 1-х классов об особенностях протекания адаптационных процессов 6-летних первоклассников.

Задача:
  • Раскрыть содержание понятия "адаптация";
  • Рассмотреть психофизиологические особенности шестилетних первоклассников
  • Определить причины школьной дезадаптации;
  • Проследить взаимосвязь между особенностями протекания адаптационного периода и дальнейшим социальным определением ребенка в школьной жизни, успеваемостью в учебе, формировании активной жизненной позиции.






Целевая группа: учителя 1-х классов.

Структура занятия
  1. Введение 5 мин.
  2. Мозговой штурм "Адаптация" 10 мин.
  3. Информационное сообщение "Особенности протекания адаптационного периода шестилетних первоклассников" 10 мин.
  4. Работа в группах "Портрет шестилетнего первоклассника" 15 мин.
  5. Информационное сообщение "Уровни адаптации первоклассников" 10 мин.
  6. Рекомендации по использованию игр для улучшения протекания процесса адаптации 10 мин.
  7. Подведение итогов занятия 10 мин.

Ход проведения

1. Введение
Быть школьником - означает для ребенка получение не только новый статус в этих отношениях, статуса принадлежности  к миру взрослых, а также признание окружающими его взрослости. У первоклассника появляются как новые права, так и новые обязанности. Процесс адаптации тесно связан с тем, насколько ребенок способен соответствовать новым требованиям.
Прием в школу - серьезное испытание для шестилетних детей: новое окружение, нужно приспособиться к новым требованиям - внимательно слушать и уметь отвечать на вопросы учителя, сидеть за партой в незнакомой комнате и всячески бороться с такими естественными желаниями, как встать и побегать, поиграть, повеселиться во время урока, а еще поднять руку, если хочешь что-то спросить и т.д. Если всех этих требований ребенок придерживается и все у него идет хорошо, он радостный восторженный, верит в свои силы. Если же нет - интерес к учебе быстро исчезает, успехов нет, а следовательно, чему же тогда радоваться маленькому школьнику и его родителям?

Эффективность процесса адаптации во многом определяет успешность в учебе, сохранение физического и психического здоровья ребенка.

Как же обеспечить благополучное вхождение детей в новую для них атмосферу деятельности? Как смягчить возможные стрессы школьного обучения, возникающих у шестилеток?

Чтобы понять мир глазами шестилетнего ребенка, чтобы помочь ей приспособиться к новым условиям, и предотвратить возникновение возможных трудностей в обучении, общении, поведении мы и собрались сегодня.

2. Упражнение "Адаптация"

Цель: выяснить суть понятий "адаптация к школьной жизни" и "дезадаптация" относительно шестилетних первоклассников.
Оборудование: схема 1.
Ход выполнения упражнения: выполняется упражнение по методике "Мозговой штурм" ответы участников фиксируются на доске заполняя схему 1:
Схема 1
Адаптация / Дезадаптация

Что является причиной необходимости адаптации? (Изменение среды)

Комментарий психолога:
Понятие "психическая адаптация" - это процесс взаимодействия личности со средой, при котором личность должна учитывать особенности среды и активно влиять на нее, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей.
Дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка в школу в форме нарушения в обучении и поведении, конфликтных отношений, психосоматических заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в развитии личности.

3. Информационное сообщение "Особенности протекания адаптационного периода у шестилетних первоклассников"
Оборудование: схема 2.
Адаптация - привыкание, приспособление.
После поступления в школу происходит изменение социальной позиции ребенка, что влечет ломку стереотипов поведения и взаимодействия с окружающими, необходимость освоения новых требований, предъявляемых родителями и учителями. Все дети проходят период адаптации. Этот период продолжается в среднем 10-18 дней до года. Сопровождается ростом внутреннего напряжения, повышением уровня тревожности и снижением самооценки, которые стабилизируются, если школьная адаптация проходит нормально. В случае осложненной адаптации могут иметь место проблемы личностного развития. У детей адаптация может проходить:

Схема 2:

Легко (до 4 недель) Трудно (до 7-8 недель)  Больно (до года)
50-60% детей  30% детей 14% детей
• Позитивный настрой
• Активная позиция в обучении
• Есть желание посещать школу
• Желание выполнять указания учителя
• Предпочитают игровой деятельности учебную
• Не сразу выполняют требования учителя
• Неадекватно выясняют отношения со сверстниками
• Имеют трудности в усвоении программы
• Проявляют негативные формы поведения
• Проявляют нежелание учиться
• Проявляют нежелание идти в школу
• Неконтактные
• Проявляют гиперактивность, повышенную тревожность, агрессивность или отторжение


Первые четыре недели пребывания в школе - это период острой адаптации. Успешность адаптации к школе определяет успешность учебной деятельности, сохранения физического и психического здоровья учащихся.

Адаптационный период делится еще и на уровни:
  • Высокий - когда первоклассник положительно относится к школе, ее правилам и требованиям.
  • Средний - первоклассник положительно относится к школе, посещение уроков не вызывает отрицательных переживаний.
  • Низкий уровень - первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе. Часто жалуется на здоровье, самочувствие, у него преобладает подавленное настроение
Обобщим эту информацию в имеющихся показателях, по результатам психологического обследования шестилетних первоклассников Иванковской ОСШ № 1, обследовано 61 первоклассник, примерно получились следующие показатели:
  • Высокого уровня не обнаружено ни у одного
  • Средний уровень адаптации в 36,5% учащихся
  • Низкий уровень в 41,4% учащихся
  • Признаки дезадаптации наблюдаются в 22% учащихся
Не все дети способны успешно справиться с проблемами адаптационного периода - 15-20% детей младшего школьного возраста нуждается в краткосрочной или долгосрочной помощи со стороны психолога, учителей, родителей.

4. Работа в группах "Портрет шестилетнего первоклассника"
Цель: рассмотреть психофизиологические особенности шестилетних первоклассников.
Оборудование: схема 3.
Ход выполнения упражнения:
Участники объединяются в группы по цвету, каждая группа получает лист бумаги с перечнем 8-ми психофизиологических особенностей, перечисленных ниже: 1 группа обсуждает 1-8 особенности, 2 группа - 9-16, 3 группа - 17-24, 4 группа - 25-32.
Через пять минут после группового обсуждения участники сообщают, какие особенности помогут успешно адаптироваться первокласснику, а какие-осложнять адаптацию. По результатам обсуждения заполняется схема 3.

Схема 3
Особенности шестилеток
Те, что помогут успешно адаптироваться к школьной жизни
Те, что усложнят адаптацию к школьной жизни

Возрастные психофизиологические особенности шестилетних первоклассников
1. Продолжается рост и формирование костей и мышц
2. Нервная система недостаточно окрепла, уже уязвима
3. Легко переутомляется от систематического нервного и психического нагрузки
4. Быстро устает от однообразной работы, от выполнения серии монотонных движений
5. Есть потребность в игровой деятельности, которая является ля детей этого возраста знакомой
6. Учебная деятельность еще не является ведущей
7. Недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, которая опирается на социальные нормы, строгие требования. Режим, поэтому авторитарность является травмирующей
8. Ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, ранее недоступные.
9. Мотивация имеет игровой характер, и вместе с тем тесно связана со стремлением быть похожим на взрослых.
10. мотивами могут быть мотивы личных постижений, желание сохранить хорошие отношения в семье
11. Учебные мотивы еще не устойчивы, поддерживаются благодаря усилиям учителя
12. Уменьшается импульсивность эмоциональных проявлений, эмоции становятся более управляемыми и осознаваемыми
13. Есть трудности с произвольной регуляцией поведения
14. Самооценка недифференцированное, представляет собой обобщенное эмоциональное впечатление о себе как о "хорошей" или "плохого", успешного или не успешного ученика.
15. Поведение неустойчива, зависит от эмоционального состояния.
16. Ребенок еще не умеет отделять оценивания конкретного результата или поступка от оценки личности.
17. Умение адекватно оценивать себя и других еще не развито, детям бывает трудно оценить критерии оценки педагога.
18. Не способны в адекватной самооценки.
19. Преобладает наглядно-образное мышление, логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна.
20. Стремится изучать в наглядно-действенном и наглядно-действующем планах
21. Внимание неустойчиво, не способны долго сосредоточиваться на одном предмете, легко отвлекаются, переключаются.
22. Возникают первичные формы произвольного внимания, ребенок способен подчинять свое внимание требованиям учителя.
23. Специфика внимания такая, что ребенок способен продуктивно заниматься одним делом не более 10-15 минут.
24. Воображение не только репродуктивная но и творческая.
25. Память - невольная (запоминается главным образом то, что овладевается приемами произвольного запоминания)
26. Память не потеряла еще самопроизвольного характера, но уже овладевается приемами произвольного запоминания
27. начинают интенсивно развиваться все виды памяти, в частности словесная и словесно-логическая.
28. Проявляет интерес к морально-психологических норм и правил поведения взрослых.
29. Начинаются развиваться компоненты волевого действия, но их развитие еще недостаточен.
30. Ощущения и восприятия становятся более целенаправленно, более устойчивыми.
31. Способны предвидеть возможные ее, поступки и оценки со стороны окружающих.
32. Индивидуальные особенности школьника.

5. Информационное сообщение "Уровни адаптации первоклассников"
Адаптационные уровни:
1. Высокий уровень адаптации - первоклассник положительно относится к школе, ее правилам и требованиям. Учебный материал усваивает легко. Глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, вежлив, внимательно выслушивает указания и объяснения учителя. Поручения выполняет охотно и добросовестно, без внешнего контроля. Проявляет высокую заинтересованность к самостоятельной работе, готовится ко всем урокам. Имеет в классе положительный статус.
2. Средний уровень - первоклассник положительно относится к школе, посещение уроков не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, когда учитель объясняет его довольно подробно и наглядно. Усваивает основное содержание программы по всем предметам, самостоятельно решает типовые задачи. Сосредоточен и внимателен пи выполнении заданий, поручений, указаний учителя, вместе с тем требует контроля со стороны учителя. Сосредоточенным бывает только тогда, когда делает что-то интересное для себя. Почти всегда готовится к урокам и выполняет домашние задания. Поручения выполняет добросовестно. Дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень - первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе. Часто жалуется на нездоровье, плохое самочувствие, у него преобладает подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины. Материал, который объясняет учитель, усваивает фрагментарно. Самостоятельная работа с учебником вызывает трудности, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет к ним интереса. К урокам готовится нерегулярно, требует контроля, систематических напоминаний и побуждений как со стороны учителя, так и со стороны родителей. Может сохранять работоспособность и внимание при наличии длительных пауз для отдыха. Для понимания нового материала и решения задач по образцу требует значительной помощи учителя и родителей. Поручения выполняет под контролем и без особой охоты. Пассивный, близких друзей не имеет, знает имена и фамилии только части одноклассников.

Признаки адаптации первоклассника к школе
  • Пребывание в спокойном, уравновешенному состоянии;
  • На уроках сдержанны и внимательны;
  • На переменах оживленные и подвижные;
  • Проявляют интерес к новым людям, как взрослым, так и сверстникам;
  • С интересом осматривают интерьер школы, изучают расположение помещений;
  • Наблюдают за старшеклассниками;
  • Через неделю уже хорошо ориентируются в школе, демонстрируют свою ориентаций ну осведомленность родителям;
  • Хорошо понимают и с готовностью выполняют требования учителя, не ожидая поощрения;
  • Вместе с тем положительное оценивание ребенка, его действий, поступков, результатов обучения является стимулом для повышения ее активности;
  • Негативная оценка воспринимается адекватно;
  • Учебная деятельность, общение имеют инициативный характер;
  • Активные на уроках, сами отвечают и задают вопросы;
  • Заводят знакомства с учащимися других классов;
  • Проявляют различные виды активности (речевую, познавательную, двигательную и т.п.)
  • Успешно усваивают учебный материал.

Дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушения в обучении и поведении, конфликтных отношений, психосоматических заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в развитии личности.

Признаки дезадаптации ребенка к школе:
  • Трудности в обучении до стойкой неуспеваемости;
  • Нарушения в отношениях с одноклассниками, родителями, учителями;
  • Нежелание ходить в школу;
  • Соматические проявления: головная боль, нарушение сна, боли в животе, нарушение аппетита, подавленное настроение, повышенная утомляемость;
  • Эмоциональные нарушения;
  • Снижение общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости и повышенные показатели эмоциональной возбудимости, тревожности, недостатка внимания на уроке, неспособности к длительному сосредоточению, замыкание в себе.
Причины дезадаптации:
1. Особенности методов воспитания в семье:
  • Завышенные ожидания относительно учебной успеваемости ребенка, любая неудача воспринимается неадекватно
  • Разговоры о недостатках школы или учителя вместо акцентирования на приятных моментах
  • Частые конфликты по поводу обучения ребенка, после чего все, что связано со школой, теряет привлекательность
  • Воспитание ребенка по типу "кумир семьи"
  • Равнодушное отношение родителей к учебе
2. Нарушения в системе отношений в школе:
  • Влияние на ребенка самого процесса обучения
  • Некорректное отношение учителя к ученику
  • Слияние методов обучения и индивидуальной чувствительности центральной нервной системы ребенка
  • Нарушение отношений с одноклассниками
  • Объективная критика недостатков ученика со стороны учителя.
3. Индивидуальные особенности психического развития ребенка
  • несформированность мотивации ученика
  • невысокий интеллектуальный потенциал
  • задержка психического развития
  • гиперактивность
  • трудности в волевой регуляции поведения, внимания, учебной деятельности
  • чувствительность в неблагоприятных воздействий окружающей среды
  • завышенная самооценка и уровень притязаний ребенка или родителей
  • повышенная чувствительность нервной системы
  • повышенный уровень тревожности
  • агрессивность, замкнутость
  • инертность нервных процессов
  • хронические заболевания, ослабление организма
  • отсутствие подготовки к школе.
Первые четыре недели пребывания в школе - период острой адаптации. Успешность адаптации определяет успешность учебной деятельности, сохранения физического и психического здоровья учащихся

6. Рекомендации по использованию игр для улучшения протекания процесса адаптации

Психолог дает участникам перечень игр, которые желательно использовать при работе с первоклассниками, которые проявляют признаки дезадаптации.

7. Подведение итогов занятия
Психолог предлагает учансикам выразить свои впечатления от занятия, отметить, что нового и полезного они узнали.

Для педагога начальной школы несомненно полезны будут книги о спорте и здоровом образе жизни. Быть здоровым и активным - лучший пример для маленьких воспитанников.
 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама



Авторизация