ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Психология дошкольника Как влияет темперамент на обучаемость ребенка?


Как влияет темперамент на обучаемость ребенка?

Чтобы разобраться, как влияет темперамент дошкольника на его обучаемость, попробуйте ответить на следующие вопросы, опираясь на наблюдения за поведением ребенка в повседневной жизни. Ответы могут оцениваться от пяти до одного баллов в зависимости от выраженности того или иного свойства.






1. Способен ли заниматься чем-то длительное время без перерывов?
5 баллов — несмотря на продолжительную работу почти не устает,  готов выполнять задания и дальше;
4 — может работать сравнительно долго, не жалуясь;
3 — о высокой работоспособности говорить трудно;
2 — вначале работает неплохо, но быстро устает;
1 — поминутно прерывает занятия, делает много ошибок.

2.  Обладает ли стойкостью перед неудачами?
5 баллов — при неудачах еще больше сосредоточивается, увеличивает старания без нервозности;
4 — огорчается, но недолго, готов к преодолению преград;
3 — об устойчивости по отношению к препятствиям говорить трудно;
2 — преодолеть неприятные переживания после неудачи трудно, мобилизовать себя без посторонней помощи не может;
1 — неудачи деморализуют (плачет, отказывается работать).

3.  Способен ли работать в неблагоприятной обстановке?
5 баллов — в любых условиях работает успешно, шум не отвлекает;
4 — старается быть собранным, применяет специальные приемы сосредоточения (проговаривает задание в вслух, затыкает пальцам» уши и т.п.);
3 — испытывает затруднения при необходимости работы в группе, просит не разговаривать, не мешать;
2 — явно снижает продуктивность деятельности в неблагоприятной обстановке, устает, нервничает, отвлекается, отказывается от работы;
1 балл — вообще не может выполнять задания в группе сверстников, при наличии включенного радио и любого другого шума. Нуждается в одиночестве и помощи взрослого.

4.  Отказывается ли от действий при появлении помех?
5 баллов — препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе, не теряет веры в успех;
4 — помехи отвлекают от действий, однако при напоминании, дополнительной стимуляции продолжает работу;
3 — препятствия могут спровоцировать срыв или замедление работы, усилить утомляемость;
2 — любая помеха используется для того, чтобы отказаться от дальнейших действий;
1 балл — не только прекращает всякие попытки, но и теряет веру в собственные силы.

5.  Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий?
5 баллов — любит работу, которая его полностью поглощает, требует выносливости и терпения;
4 — способен неоднократно выполнять однообразные задания, хотя и без видимого удовольствия;
3 — скорее неохотно, без интереса выполняет задания,  требующие усилий;
2 — способен на требующие усилий действия только под неусыпным контролем взрослого;
1 балл — отказывается от продолжительных, утомительных действий всеми правдами и неправдами.

Подсчитайте полученные баллы.
Если ребенок набрал от 20 до 25 баллов, свойства его нервной системы, черты темперамента благоприятствуют обучаемости. Можно говорить о выраженной готовности к школе.

Если ребенок набрал 14-19 баллов, отдельные особенности высшей нервной деятельности, свойства темперамента могут затруднять приспособление к школе. Целенаправленный поиск причин затруднений, индивидуальный подход и подключение родителей исправят ситуацию.

Если баллов всего 9-13, подготовка такого ребенка к школе может потребовать от вас не менее года. Сначала, как и в предыдущем случае, необходимо найти причины затруднений. Затем нужна индивидуальная программа обучения. Желателен щадящий, санаторный режим. Необходимы занятия физкультурой, процедуры закаливания, плавание и иные формы укрепления нервной системы. Возможно, такой ребенок ослаблен какими-то хроническими заболеваниями. Это тоже надо проверить, обратившись к специалистам.

Если по вашим оценкам ребенок набрал менее 9 баллов, перепроверьте себя. Пусть оценки ребенку выставят другие взрослые. Может быть, у вас сложилось предвзятое мнение о нем? Возможно, он просто пока не адаптировался к вашим требованиям, не привык к детской группе.

Повторите исследование через месяц. Убедившись в том, что обучаемость все же очень низкая, посоветуйте родителям проконсультировать ребенка у специалиста-психоневролога или психолога, чтобы с его помощью выявить резервы, найти возможность улучшения положения.

"Практическая психология для воспитателя"

Читайте еще на эту тему:

 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама