ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Психология дошкольника Как определить темперамент ребенка?


Как определить темперамент ребенка?

Как определить темперамент ребенка?
Лучший метод - наблюдение. Например, по такому плану, как предложенный далее. Если вы еще совсем мало знаете вашего подопечного, проследите, как он ведет себя в следующих ситуациях.






1.  Как ведет себя дошкольник, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать:
а)  легко включается в работу;
б)  активно действует;
в)  работает неторопливо, без липших слов;
г)  действует робко, неуверенно?

2.  Как реагирует дошкольник на замечания воспитателя:
а)  говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б)  не слушает и поступает по-своему, бурно реагируя на замечания;
в)  молча принимает к сведению точку зрения взрослого;
г)  обиженно молчит, долго переживает?

3.  Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях:
а) быстро, с жаром, прислушиваясь к высказываниям других;
б) стремительно, страстно, никого не слушая;
в)  спокойно и уверенно;
г)  с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других?

4. Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете врача, заведующего):
а)  легко ориентируется, проявляет любопытство, активность;
б)  возбужден, иногда излишне, беспокоен;
в)  внимательно, обстоятельно рассматривает все вокруг;
г)  смущается, ведет себя застенчиво?

Здесь приведены четыре контрольных ситуации, однако желательно, чтобы вы самостоятельно увеличили их число, проследив, как ребенок встречает родителей вечером, как прощается с ними утром, как ведет себя в конфликтной ситуации и др.

Во всех случаях реакции типа "а" говорят о преобладании сангвинических черт темперамента,
тип "б" свидетельствует о холерических чертах,
тип "в" — о флегматическом складе,
тип "г" — о меланхолическом темпераменте. 

Помните, что чистые типы встречаются редко, гораздо чаще — промежуточные, переходные. К тому же в дошкольном детстве многие особенности темперамента маскируются возрастной импульсивностью, слабостью нервной системы, которая со временем может быть преодолена.

Для привлечения родителей и других взрослых, знающих ребенка, к оценке его темперамента можно использовать небольшую анкету.

Предложите взрослому прочитать следующие утверждения и отметить плюсами те из них, которые особенно подходят к характеристике данного ребенка.
1.  Любит шум и суету вокруг себя.
2.  Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить.
3.  Нередко раздражен чем-то, возбужден, беспокоен.
4.  Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди.
5.  Любит работу, которую надо делать быстро.
6.  Дети считают его веселым.
7.  У него часто меняется настроение.
8.  Чаще молчит в обществе детей.
9.  Стесняется заговаривать первым с новыми людьми.
10. Не любит шумных игр, предпочитает уединение.
11.  Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь.
12.  Не прочь похвастать, приукрасить события.
13.  Часто не может усидеть на месте.
14.  Его легко огорчить.
15.  Дольше других сохраняет работоспособность, не устает.
16.  Легко переключается с одного поручения на другое.
17.  Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидание.
18. Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций.
19.  Быстро устает, отключается, перестает слушать.
20.  Верит в себя, легко переносит неудачи.

Утверждения, характеризующие сангвиника — 1, 6, 12, 16, 20;
холерика — 3, 5, 7, 13, 17;
меланхолика — 2, 9, 10, 14, 19;
флегматика — 4, 8, 11, 15, 18.

Каждому утверждению соответствует 1 балл. Итак, если ребенок по оценке взрослого набрал 4-5 баллов, свойства данного темперамента выражены довольно ярко. Если баллов всего 1-3, говорить о свойствах определенного темперамента рано, желательно организовать специальное наблюдение и подключить к анкетированию нескольких взрослых, чтобы можно было вывести средний балл.

 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама