Как вы обычно узнаете об интересах ребенка?
Основной метод исследования — наблюдение. Кроме того, желательно использовать и беседы. В игровой форме, с помощью игрушечных персонажей, организуйте телевизионное интервью. Например, заяц-журналист спрашивает кота, за которого отвечает дошкольник:
1. Скажите пожалуйста, уважаемый Кот, какие у вас есть дома игрушки?
2. А самые любимые какие?
3. Что, кроме машинок больше ничего не любите?
4. Как же вы с ними играете?
5. Расскажите телезрителям, что вы обычно рисуете?
6. Нельзя ли посмотреть ваши рисунки?
7. А почему вы рисуете cтолько машин?
8. Когда ваши машинки ломаются, что вы с ними делаете?
9. А вдруг все ваши машинки поломаются, мама новые не купит, чем же тогда будете играть?
10. Посоветуйте детям, которые смотрят нашу передачу, во что интересно играть?
В зависимости от интересов ребенка воспитатель или родитель заранее продумывает вопросы и строит игру таким образом, чтобы дошкольник в непринужденной форме проявил свою направленность на определенную деятельность, выявил увлеченность чем-то. Предложите ребенку поменяться с вами ролями и в своих ответах предоставьте широкий спектр интересов. Затем предложите ребенку научить новой игре кого-нибудь из товарищей, понаблюдайте за кодом интервью.
Вы хотите как можно ближе познакомиться с ребенком. К чему он стремится? Каковы его актуальные потребности, склонности? Несложный способ сориентироваться — тест ассоциаций. Далее будет приведен список слов, они никак не связаны между собой. Этот список можно при желании расширить или сократить. Ваша задача: объяснить ребенку, что в ответ на каждое произносимое вами слово ему нужно быстро говорить свое слово, какое угодно, какое раньше вспомнится, в связи с названным словом. Объясните, что это такая игра. Побеждает тот, кто отвечает быстрее. Приготовьте часы или секундомер и предложите ребенку сначала поиграть вместо вас. Пусть он назовет любое слово, а вы быстро ответите. Например, он говорит: "Стол", а вы тут же: "Стул".
Отметьте, как ведет себя ваш подопечный во время эксперимента. Какие слова его озадачивают, задевают, оставляют равнодушным, смешат или сердят. Фиксируйте время реакции, т.е. время, прошедшее после названного вами слова-стимула, до ответа ребенка.
№ п/п | Слово-раздражитель | Ответ ребенка | Время реакции |
1 | Девочка | ||
2 | Машина | ||
3 | Семья | ||
4 | Книжка | ||
5 | Драка | ||
6 | Елка | ||
7 | Цветок | ||
8 | Куртка | ||
9 | Телевизор | ||
10 | Лето | ||
11 | Товарищ | ||
12 | Наказание | ||
13 | Школа | ||
14 | Собака | ||
15 | Утро | ||
16 | Мальчик | ||
17 | Мама | ||
18 | Веселье | ||
19 | Детский сад | ||
20 | Мороженое | ||
21 | Болезнь | ||
22 | Бабушка | ||
23 | Игра | ||
24 | Лес | ||
25 | Сказка | ||
26 | Деньги | ||
27 | Занятие | ||
28 | Папа | ||
29 | Плаванье | ||
30 | Мультфильм |
Запишите ответы ребенка, чтобы позднее проанализировать, какие слова чаще встречаются в ассоциациях дошкольника, на какие раздражители он быстро и легко дает ответ, а какие вызывают затруднения.
Подобные задания можно повторять неоднократно, меняя слова-раздражители и возвращаясь к тем словам, которые спровоцировали самое длительное время реакции. Ведь вам надо понять, почему ребенок затруднялся, не так ли?
На основе данного ознакомительного текста можно построить дальнейшую беседу, спрашивая, почему ребенок так или иначе отвечал на определенные слова.
Чтобы глубже понять склонности ребенка, можно использовать и следующее упражнение.
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Далее предложены незаконченные фразы. Пусть ребенок сам придумает, как их завершить. Спросите его: "Ты умеешь сочинять? Выдумывать? Фантазировать? Давай проверим! Я буду начинать фразу, а ты — продолжать. Ладно? Только надо это делать быстренько, не задумываясь надолго. Попробуем?" Зачем торопить ребенка? Чтобы получить более непосредственные реакции. Они гораздо информативнее тех, которые возникают после долгих раздумий.
Создайте непринужденную обстановку. Объясните, что правильных или неправильных ответов в этой игре не бывает, все ответы верны. Главное, чтобы ребенок их придумывал как можно скорее. Начав работать, больше не торопите дошкольника. Просто фиксируйте время реакции, т.е. время между вашим чтением й продолжением им начатой фразы.
1. Когда я вырасту, я буду...
2. Мне скучно, когда...
3. Не люблю, когда...
4. Самое интересное, это...
5. Мой лучший друг...
6. Мне нравится...
7. Взрослые не любят, когда...
8. Летом я люблю...
9. Когда я пойду в школу...
10. Мама сердится, если...
11. Мое самое любимое дело — это...
12. Мама всегда хвалит за...
13. Как меня ругали, когда...
14. Зимой лучше всего...
15. Папа меня всегда хвалит за...
Список фраз можно видоизменять, дополнять или сокращать. Обратите внимание, какие предложения вызвали у вашего испытуемого затруднения, а какие он завершил легко и быстро.
Для вовлечения ребенка в игру полезно использовать кукол, к примеру, игры барби для девочек, игрушечных животных для мальчиков, персонажей сказок, от имени которых дошкольник предлагал бы свои ответы.
«Практическая психология для воспитателя»
< Предыдущая | Следующая > |
---|