ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Психология дошкольника Детская ложь - фантазия или обман?


Детская ложь - фантазия или обман?

Ученые говорят, что нормальный человек в день может лгать до 200 раз. Причем - сам того не замечая. «Как это?» — удивится читатель. Да, очень просто: на вопрос знакомого человека: «Как дела?», порой, мы, не задумываясь, отвечаем «Порядок!», даже если это не совсем так. Помимо этой бытовой лжи, присущей любому возрастному периоду, психологи выделяют у человека особый возраст — так называемый «период лживости». В этот «период», который совпадаете началом прихода в школу, лгут и придумывают небылицы даже самые честные дети.




Происходит это по разным причинам. Но ребята иногда обижаются за такую ложь на сверстников и конфликтуют с ними очень серьезно, вплоть до отторжения коллективом класса. А некоторые ребята, наоборот, завидуют сверстникам-фантазерам, потому что не умеют так красиво соврать о чем-то, как это делает, допустим, некая Лариска Старкова.

Психологи по сей день дискутируют о том, вредна ли детская ложь для окружающих. На всякий случай в возрасте 7-8 лет ребятам хорошо послушать рассказ психолога о том, что ложь лжи рознь. Она может быть безобидной, но может быть и очень опасной.

Итак, пусть ребята запишут в своих тетрадях или просто послушают, для чего лжет безобидный лжец:
— чтобы произвести впечатление на друзей;
— чтобы приукрасить свою жизнь, которая ему кажется слишком скучной;
—  из-за чрезмерной фантазии;
—  ему хочется героических поступков, а он не знает, как найти выход чувству героизма;
—  чтобы было весело;
—  чтобы понравиться новым знакомым.

Кто знает, может быть, такой безобидный ребенок-лгун через 20 лет станет писателем? А что, в мире много раз случалось и такое.

Совершенно другое дело — ложь иного сорта, или, назовем по-другому, — опасное вранье.
Опасной является ложь, когда:
— человек, говоря неправду, хочет приобрести для себя какую-то выгоду;
— когда человек из чувства мести или злобы незаслуженно очерняет другого человека в глазах знакомых;
— когда человек боится ответственности и хочет свалить вину на другого;
— когда человек боится наказания и притворяется, что ничего не случилось;
— когда человек считает себя умнее того, кому он рассказывает лживые истории, при этом он думает: «ха-ха-ха, как я тебя провел и посмеялся над тобой!».

Такой лжец забывает, что все тайное становится явным. Рано или поздно ему придется отвечать за сказанные слова.

Необходимо знать еще и то, что мальчики гораздо более лживы, чем девочки, и более склонны к сочинению всяких «правдивых историй», от которых голова идет кругом. В каком вопросе мальчик может наврать с три короба да так, что долгое время не разберешь, зачем это было нужно?

Главная особенность школьного возраста - поиск новый интересных контактов, проявления первой заинтересованности к противоположному полу на пока еще подсознательном, инстинктивном уровне.

Что же делать одноклассникам, если ложь их приятеля становится до того безудержной, что так и хочется шлепнуть лгуна по голове тетрадкой и крикнуть «Стоп!» Может быть, и стоит его шлепнуть, только не сильно. Одного не нужно делать — не нужно спрашивать, что называется, «в лоб»: «Зачем ты врешь?».
Потому что на этот вопрос фантазер просто сделает «честные глаза» и ответит «благонравным голоском»: «Я не вру! Это все - ПРАВДА!» Или просто рассмеется в лицо собеседнику и состроит гримасу.

Лучше подойти к этой проблеме более хитроумно и вооружить ребят фразами, которыми можно уличить вруна во лжи.

Как это сделать? Попробуйте «поймать» лгуна на вранье любой из приведенных ниже фраз.

Вариант 1
«Интересную историю ты рассказал (рассказала). Только ты знаешь, мне то же самое сегодня утром рассказал Вова Канидин. И все это было с ним, а не с тобой. Что ты мне ответишь? Я думаю, что вы оба - обманываете!»

Вариант 2
«Ты мне неделю назад уже рассказывал нечто подобное. Только тогда вместо слона был динозавр! Если уж врешь, то хоть запоминай — что   врешь!»

Вариант 3
«Ты мне пересказываешь сюжет из известного фильма. Что, ты думаешь, я его не смотрела?»

Работа родителей и педагогов по наблюдению за детской привычкой говорить неправду — нелегкий удел, требующий большой самоотдачи и терпения. Поэтому нужно сразу на корню учиться отличать веселое детское лукавство от жестокого обмана. А еще ребятам можно напомнить о последних исследованиях американских ученых: когда человек врет, в его организме вырабатываются особые гормоны, ответственные за рост... носа. Вот почему у тех людей, кто часто врет или «рассказывает сказки», нос обычно немного длиннее, чем у окружающих. Помните сказку о мальчике Пиноккио, у которого от вранья вырос длинный нос? Чтобы пристыдить завравшегося лгуна, скажите ему, что так оно может получиться и в жизни.

А если вы видите, что вранье ребенка — просто потребность в выбросе его фантазии, то предложите ему...начать писать книгу. Пусть он каждый вечер заносит в специальную тетрадь свои сюжеты. Время от времени их можно перечитывать, удивляясь полету воображения маленького мечтателя. Еще один результативный   пример   подобных   занятий   -   предложить ребенку придумать свои продолжения старых сказок Ш. Перро, Андерсена или братьев Гримм.

М. Давыдова
И.Агапова
"Как правильно подготовить ребенка к школе"

 

 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама