ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Развивающие игры Дидактические игры на природе


Дидактические игры на природе

E-mail Печать PDF

Дидактические игры Осенью

Дидактическая игра «Какое это растение?»
Малыши на основе предварительной беседы с педагогом и своих наблюдений отвечают на вопросы, называя нужное растение.

Листочек какого растения прикладывают к ране, чтобы она быстрее зажила? (Подорожника)
У какого лекарственного растения семена летают? (У одуванчика)
Отваром какого растения излечивают простуду? (Ромашки)
В каком растении семена находятся в длинных колосках?  (У подорожника)
Цветок какого  лекарственного растения имеет бело-желтую окраску? (У ромашки)
Листья какого растения используют весной для приготовления витаминных салатов? (Одуванчика)


Дидактическая игра «Узнаю деревце»

Взрослый предлагает малышам назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)


Дидактическая игра «Сравни»
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как ... (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как ... (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как ... (Красивая девушка, красавица, царевна)
В о с п и т а т е л ь. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинонька)
Калину издавна считают символом нашего родного украинского края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных украинских рушниках.


Дидактическая игра «Посмотри и расскажи»
Малыши описывают особенности погоды и природы с помощью вопросов.
Какое сегодня небо? (Ясное, высокое, голубое, яркое)
Какие по нему плывут облака? (Маленькие, белоснежные, пушистые, похожие на шарики ваты)
Какое солнышко в небе? (Ясное, лучистое, осеннее)
Хотя и осень, но как сегодня светит? (Ласково, нежно, хорошо)
Есть ли ветер на улице? Какой он? (Легкий, едва заметный, теплый)
В о с п и т а т е л ь. Еще недавно осенним  днем  можно было встретить бабочку, муху, жука, паучка или пчелу. Попробуйте сейчас найти кого-то из насекомых. (Дети выполняют предложенное задание) Удалось ли вам сделать это? (Нет) Почему? Где сейчас делись все насекомые? (Они попрятались от холодов и заснули до весны). Правильно, молодцы.
В это  время гораздо меньше и птиц в наших лесах и парках. Осенью улетают на юг все перелетные птицы, а остаются только зимующие.


Дидактическая игра «Все вокруг рассматриваем - о поздней осени рассказываем»
Малыши, опираясь на наблюдения и вопросы взрослого, рассказывают о приметах поздней осени.
Как выглядят сейчас деревья? (Почти со всех деревьев облетели листья, они стоят голые, черные, и грустные)
Вдохните воздух, дети. Какой он? (Влажный, холодный)
Какой дует ветер? (Сырой, холодный, осенний)
Что случилось с травкой? (Она вся засохла, пожелтела, покрылась опавшей листвой)
Какое небо? (Серое, мрачное, низкое, темное)


Дидактическая игра «Почему так называют осень?»
Воспитатель побуждает малышей подумать и ответить на вопросы.
Почему осень называют красочной? (Осень приносит в природу много ярких красок)
Почему осень называют золотой? (Осенью большинство листочков на деревьях и кустах меняют свой цвет на желтый, золотистый)
Почему осень называют волшебницей? (Природа меняется, становится очень красивой, как в волшебной сказке)


Дидактическая игра «Щедрая осень»
Малыши отвечают на вопросы педагога.
Какие осенние дары можно принести из сада? (Фрукты: яблоки, груши, сливы)
Урожай каких даров осени собирают на огородах? (Овощи: картофель, свекла, морковь, капусту, фасоль)
Что собирают осенью в поле? (Зерновые культуры: кукурузу, подсолнечник)
Какие подарки можно найти, посетив осенний лес? (Грибы, орехи, ягоды)


Дидактические игры Зимой

Дидактическая игра «Деревья - наши друзья»
Дети с помощью воспитателя (наводящие вопросы, подсказки) узнают знакомые деревья и рассказывают о них.
Что мы видим на веточках этого дерева? (Семена – «вертолетики») Да. Какие они? (Красивые, легкие, прозрачные, висят парами) Зачем семена нужны дереву? (Чтобы из него выросли новые деревья)
Какое это дерево? (Клен)
Как выглядит ствол тополя? (Он толстый, имеет светло-коричневую окраску с зеленым отливом) Сравним: отличаются ли стволы старого и молодого тополя? (Ствол старого  тополя темнее и более толстый, чем у молодого деревца)
Это береза. На ней отличаются от других деревьев почки. Покажите, где на березке почки, и расскажите, как они выглядят. (У березки почки продолговатой формы, большие, они шершавые на ощупь, покрыты словно чешуей. Почки березового дерева напоминают украшение - серьги.)


Дидактическая игра «Воробей и ворона»
Дети на основе своих наблюдений и с помощью педагога составляют рассказ – сравнительную характеристику птиц.
Воробей маленький, а ворона крупная.
Воробей имеет серо-коричневую окраску, а ворона - серо-черную.
Воробьи держатся стайкой, а ворона одна.
У воробья клюв маленький, короткий, прямой, а у вороны он большой, несколько изогнутый.
Воробей чирикает, а ворона ест корм молча.
Воробьям нравятся крошки хлеба, а ворона ест зерна кукурузы.


Дидактическая игра «Мячик передавай - зимнее слово называй!"
Дети становятся в круг на расстоянии примерно до 1 м друг от друга. По команде воспитателя малыши начинают передавать мяч по кругу. Каждый, кто бросает мяч, должен назвать некое «зимнее» слово.
Варианты слов для игры:  снег, лед, снежинка, сосулька, мороз, декабрь, январь, февраль, холод, вьюга, метель, гололед, иней, снегопад, снеговик, санки, лыжи, каток.
Если малыш колеблется, ему разрешено пользоваться помощью других - подсказкой кого-то из товарищей или педагога.
Игра продолжается, пока мяч не обойдет весь круг.


Дидактическая игра «Снег и лед»
Дети на основе исследований и с помощью взрослого строят предложения-сравнения.
Снег белый, а лед прозрачный.
Снег пушистый, легкий, а лед твердый и тяжелый.
Снег спускается на землю бесшумно, а если мы бросим льдинку вниз, то услышим, как она упадет.
Снежинки холодные, и лед также холодный.
И снежинки, и льдинки - это замерзшая вода.
Снежинки замерзают вверху, лед внизу, на земле.
Если снежинку растопить, а затем заморозить, он уже не станет снежинкой снова, а превратится в льдинку.


Дидактические игры Весной

Дидактическая игра «Удивительные котики»
Дети рассказывают об ивовых  котиках, опираясь на свои наблюдения и опорные вопросы воспитателя.
Какого цвета котики ивы? (Котики светлые, бело-серые)
Как вы думаете, почему цветочки ивы называют котиками? Какие они на ощупь? (Мягкие, пушистые, теплые, как мех настоящей кошки)
С чего появились котики на иве? (Из почек - плотных чешуек. Такую раскрытую чешуйку мы видим рядом с каждым котиком)
Как пахнут котики? (Ивовые котики имеют едва слышный приятный запах)
Как дальше будет меняться вид котиков, когда станет еще теплее? (Они сверху покроются желтым тоненьким пушком)


Дидактическая игра «Голоса птиц»
Дети отвечают на вопросы взрослого, воспроизводя соответствующие звукоподражания - голоса птиц.
Что делает воробей? (Воробей чирикает: «Цвиринь-цвиринь!»)
Как подает голос ворона? (Она каркает: «Кар! Кар!»)
Как поет соловей? (Соловей щелкает: «Тёх-Тёх»)
Что делает кукушка? (Кукушка  кукует: «Ку-ку! Ку-ку!)
Как кричит филин? (Филин  кричит: «Пугу! Пугу!»)
Как поет синичка? (Синичка поет: «Тень-тень-тень!»)

 

Дидактические игры Летом

Дидактическая игра «Сравним воду»
Воспитатель достает баночку с водопроводной водой, а в другую банку набирает воды из пруда (озера, реки), показывает их малышам и предлагает сравнить.
Дети с помощью взрослого выполняют игровое задание.
Водопроводная вода совсем прозрачная, а в водоеме немного мутная.
Водопроводная вода не имеет запаха, а вода из пруда пахнет илом.
Летом вода в водоеме теплее, чем та, что из крана, потому что ее нагревает солнышко.
Вода из крана чище, чем та, что в водоеме.
Водопроводную воду можно пить, а воду из водоема можно пить животным и птицам, а людям нельзя.


Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы  взрослого.
У какого  растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки?  (Цветок)
Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)

 

Обновлено 17.07.2010 19:24  

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама





Саша, 4 года
Рассказываю сказку "Гуси-лебеди":
- Спрятались сестричка с братиком под яблоньку, яблонька веточки наклонила, страшные птицы мимо и пролетели.
Саша:
- Как же! Пролетели! Ножки-то из-под веток видно было.