ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Методики развития ребенка Содержание учебного материала в концепции развивающего обучения Эльконина-Давыдова


Содержание учебного материала в концепции развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Опираясь теперь на психолого - педагогические основания можно понять почему в традиционной школе все содержание учебных дисциплин базируется на эмпирических знаниях, эмпирическом обобщении. Учитель, учитывая правило «повторение — мать учения», предлагает школьнику сравнить  множество  похожих  предметов  и  выделить общие  внешние признаки. 








Аналогична  в традиционной школе, кстати, процедура формирования умений, когда мы демонстрируем, а ученик многократно повторяет и действие присваивается. Ребенок формально-логически или с помощью внешних ассоциаций и аналогий расчленяет и классифицирует мир. Такой тип обучения требует и определенного учебного материала: иллюстративного, с формально-логическими связями и обильными объяснениями, примерами. Такой тип обучения формирует умение решать задачи известных типов или внешне им аналогичных. Отсюда помнят учителя частые реплики детей на уроках, когда попадается новая задача: «А мы еще таких задач не решали» или «А мы этого еще не проходили».

Именно такой тип обобщения в традиционной школе был подвергнут критике В.В.Давыдовым в его знаменитой книге «Виды обобщения в обучении».

Однако, практики могут вспомнить и такие случаи детской сообразительности: мы еще не успели объяснить способ решения задачи, а ученик уже догадался, как ее решить. Почему же с ним не понадобилось решать сто однотипных задач? Как произошел прорыв?

Возникает вопрос: «Можно ли построить искусственное педагогическое действие, обеспечивающее глубокое проникновение ученика в учебное содержание?

В.В.Давыдов говорит, что для этого надо помочь ребенку сделать содержательно-генетическое обобщение, когда анализируя конкретное явление, мы вычленяем его сущность не явленную во внешних формах, «выступающую как всеобщее отношение», а затем, анализируя, мысленно, экспериментируя с этой сущностью, мы строим новые ее конкретные проявления. Данный путь есть интерпретация особого пути познания известного как «восхождение от абстрактного к конкретному» (в традиционной школе наоборот). Именно по этому пути и движется человеческое познание в истории культуры. Отсюда следует простое заключение: разворачивание предметного материала представляет собой разворачивание во времени систему теоретических понятий (в традиционной школе ни о каких понятий речи даже ведется). Ребенок в результате, специально выстроенном обучении (см. ниже по тексту) должен узнать его происхождение.

Такое получение ребенком знаний (понятий) как всеобщего способа (принципа) для конкретного явления и называется Давыдовым процедурой содержательно-генетического обобщения (слово «генетическое» указывает на анализ происхождения).

Вывод: содержательно-генетическое обобщение требует обсуждения фундаментальных понятий, тех «клеточек», из которых растет все дерево научного предмета. Поэтому все программы в развивающем обучении  выстраиваются как система научно-теоретических понятий.

Действительно, много ли в нынешней традиционной программе обсуждаются понятия числа, слова, природы и т.п. Более того, например, для математики оказалось, что базовым для ребенка может стать понятие величины, которое нигде специально не формируется. Можно утверждать, что у большей части детей, заканчивающих начальную традиционную школу, виртуозно помнящих таблицу умножения, этого понятия нет. Поэтому, потом возникают в средней школе трудности с дробями, с физикой. Таким образом, в учебных программах системы развивающего обучения  большое место занимают понятия, базовые для той или иной науки.

Естественно, мало иметь в учебных программах определенное содержание, отражающее особенности фундамента системы, необходимо еще это содержание каким-то образом донести до детей. Для этого существует специальная отрасль педагогической науки — методика.

 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама