Подбор синонимов к словосочетаниям.
В процессе словарной работы на занятиях дети встречаются с таким явлением, как синонимия (слова, разные по звучанию, но близкие по значению), понимание которого уже доступно им. Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.
Для подбора синонимов следует предлагать словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит». Взрослый спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» — как сказать по-другому?» (Течет, журчит, льется). Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несется, торопится, летит».
Подбирая синоним к словосочетанию, дети порой отвечают не одним словом, а объясняют смысл всего словосочетания. Например: «Свежий хлеб» — ответы: «Только что испеченный», «Сегодня только сделали», «Только привезли из магазина». «Свежая газета» — ответы: «Недавно купленная», «Только что выпустили» и др.
Умение подбирать синонимы поможет детям точнее оформлять свои высказывания.
Работа над антонимами.
Эта работа полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Антонимы, кроме того, являются и средством выразительности речи.
Подбор антонимов вначале следует производить, используя наглядный материал (предметы, картинки). Так, например, можно предложить картинки с изображением высокого и низкого дома, большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т. п. Взрослый спрашивает: «Этот карандаш длинный, а этот ...?» Можно использовать и упражнения без применения наглядности, например: «Камень тяжелый, а пух ...? Река широкая, а ручей .. .?» И др. Для уточнения смысла слов противоположного значения полезно спросить: «Что бывает широким? А что бывает узким?» И др.
Упражнения с отдельным словом
Эти упражнения способствуют уточнению его значения, систематизируют те знания, представления, которые есть у детей. Например, на вопрос: «Что может быть хмурым?» — дети отвечают: «Погода, небо, тучи, день, человек, настроение». «Что может быть свежим?» — «Хлеб, газета, ветер, капуста, трава, овощи, листья, которые только что появились». Как видно из этих ответов, к исходным многозначным словам «хмурый», «свежий» были подобраны слова, характеризующие разные их значения, они правильно сочетались по смыслу.
Вначале задания на подбор синонимов и антонимов представляют для детей трудность. Но это до тех пор, пока они не усвоили смысл задания: «Подберите слова, близкие, похожие по смыслу» или: «Подберите к слову ... слова, противоположные по смыслу». Взрослый вначале сам называет нужные слова, например: «Заяц трусливый. Как можно про него сказать по-другому?» Если дети не отвечают, он продолжает: «Можно сказать боязливый? А пугливый можно сказать про зайца? Да, про зайца можно сказать, что он трусливый, боязливый, пугливый. Это слова, близкие по смыслу, «слова-друзья».
Для подбора синонимов можно задавать вопросы и после пересказа детьми того или иного произведения. Например, после пересказа рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» взрослый спрашивает: «Какое настроение было у мамы, когда она увидела, что ее дочка жива? (Радостное, довольное, веселое) А до этого мама плакала. Как сказать по-другому, какое у нее было настроение?» (Она была огорченная, расстроенная, печальная)
Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по-другому?» (Летят, кружатся, осыпаются) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как еще можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой)
В формировании умения подбирать синонимы и антонимы очень эффективны специальные речевые ситуации, когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения. Например, давалась следующая ситуация: «Если часто идет дождь, небо затянулось тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она?» (Пасмурная, дождливая, холодная) Затем дается противоположная ситуация: «Если осенью голубое небо, светит солнце, еще тепло, на деревьях еще не опавшие листья, то как можно сказать про осень, какая она?» (Солнечная, теплая, золотая, ясная) Подобные задания занимают непродолжительное время и могут быть использованы на прогулке.
Выполнение таких заданий способствует формированию точности словоупотребления, умения выбирать слова, точно обозначающие предмет, действие, качество. Например, давалась такая ситуация: «Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется,— и взял другую веревку. — А вот эта ни за что не оборвется». Как можно сказать про такую веревку? Какую веревку взял папа?» Выбор нужного ответа из синонимического ряда «прочный, крепкий». Любое из этих слов будет уместным в соответствующем словосочетании, т. е. можно сказать и «крепкая веревка», и «прочная веревка». Для объясненния других значений слова «крепкий» были даны предложения: «Саша рос крепким мальчиком», «Юра почувствовал под ногами крепкий лед». Вопросы к ним: «Что значит «крепкий мальчик», как ты понимаешь? Как сказать по-другому? (Сильный, здоровый) А что значит «крепкий лед»? Как можно сказать по-другому?» (Прочный, твердый) Правильный подбор синонимичных слов будет свидетельствовать о понимании значений слова «крепкий».
Для формирования умения правильно употреблять слова следует практиковать задания на составление предложений с отдельным словом, причем в качестве исходных предлагаются многозначные слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы. Соединяя слова в словосочетания и предложения, дети тем самым обучаются и осмысленному употреблению слов в различных грамматических формах и значениях. Вначале они составляют двухсловные словосочетания и предложения, например, со словом «легкий»—«Легкий ветер», «Легкий пух». Затем появляются и распространенные предложения с тем же словом: «Упал с деревьев легкий листик», «Днем были легкие облака», «Легкая бабочка кружится над цветком» и др.
Задания на составление предложений нужно использовать чаще потому, что даже при правильном понимании значения слов отмечается неумение детей составить предложение, правильно употребить их по смыслу.
Развитию речи способствуют и развивающие бесплатные флеш игры для девочек и мальчиков, которыми пестрят сайты для детей и родителей.
Для активизации словаря эффективным является составление загадок самими детьми. Очень важно, чтобы ребенок мог не только назвать предмет, но и правильно обозначить его качества, действия с ним. Вначале загадывает предмет взрослый, а затем дети. Вот некоторые из загадок, придуманных детьми: «В темной комнате белое полотно висит, чтобы фильмы смотреть», «Прямоугольный и говорит», «Нос пятачком, она хрюкает» и др.
Умение выделять и называть признаки, качества надо развивать, используя и повседневные наблюдения, экскурсии. Так, например, проводя экскурсию осенью, взрослый обращает внимание на окраску листьев, на осеннее небо, задает вопросы: «Какое небо? Какие листья?» И т. д. В своей речи он должен больше употреблять разного рода определений.
Лексические упражнения, которые проводятся как часть занятия, выполняют как бы двойную функцию: помогают развивать словарь и подготавливают к выполнению заданий по связной речи. Таким образом, лексическая работа важна и для развития произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства, т. е. в конечном итоге служит развитию связности речи.
< Предыдущая | Следующая > |
---|