ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Речевое развитие Звуковая культура речи дошкольника.


Звуковая культура речи дошкольника.

Звук ШДля воспитания у ребенка звуковой культуры речи важно проводить упражнения, особое внимание уделяя, естественно, произношению звуков, которые ребенок не выговаривает. К пяти годам ребенок может правильно произносить все звуки.






С малышом этого возраста уже надо проводить упражнения по звуковому анализу слова, это очень важно для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешку, стихотворение, где несколько раз повторяется звук, вызывающий трудности в произношении. Сначала ребенок повторяет текст за взрослым, а затем называет звук, который чаще всего повторяется.

Приведем пример занятия, цель которого — помочь выработать у ребенка правильное произношение звука Ш, развить речевой слух.

Для занятия подготавливаются игрушки (или картинки, или муляжи): вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова. Предметы подбираются так, чтобы при парном их предъявлении в названии одного предмета был звук Ш,  а в названии другого — не было.  Подготавливается также  набор  картинок,  в  названиях  которых имеется звук Ш.

—  Послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего здесь повторяется.

Взрослый читает стихотворение, выделяя в словах голосом звук Ш (произносит звук Ш протяжнее, громче):

Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

— Так какой же звук чаще всего повторяется?
— Звук Ш.
— Смотри: для того чтобы хорошо произнести звук Ш, кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперед. (Показывает, в каком положении находятся язык и губы.)  А теперь ты сделай так:  подними язык кверху, вытяни губы вперед и произнеси звук Ш.

Ребенок произносит звук, взрослый следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед.
—  А теперь подними руку тыльной стороной ко рту и произнеси звук Ш. (Показывает.) Если ты правильно произнесешь звук Ш, то почувствуешь теплый воздух. А теперь скажи, как шипит змея.
— Змея шипит: ш-ш-ш.
— А теперь послушай, как шумят листья на деревьях, когда дует ветер. (Произносит протяжно звук Ш.) А теперь ты скажи, как шумят листья.

Затем ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть звук Ш, откладываются отдельно.

Взрослый показывает игрушки, муляжи, картинки парами  (вишня — слива, груша — яблоко, лошадь — корова) и предлагает ребенку назвать те предметы, в названии которых имеется звук Ш (вишня, груша, лошадь).
Потом взрослый предлагает придумать слова, в которых есть звук Ш.
Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, взрослый разбирает вместе с ребенком («Разве в этом слове есть звук Ш»?).

Взрослый произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их.

***
Тише, мыши!
Кот на крыше!

***
Не найду я ушки
У нашей лягушки.

***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Маше спать не даешь!


Можно предложить и загадки, например, о лягушке:

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку                  
И комар, и мушка.

Работа над звуковой культурой речи ребенка не ограничивается только работой над звукопроизношением. Важны ведь и такие элементы звуковой культуры, как дикция, темп, умение регулировать силу голоса, интонационная выразительность речи.

Для развития интонационной выразительности речи проводите с ребенком игры с пением и стихами («Гуси-гуси» — народная игра, где ребенок упражняется в диалогической речи, «Теремок», «Кот и мыши»).

Ф. Сохин
Речевая активность



Безопасность вашего ребенка в поездках и путешествия - детское автокресло inglesina moovy для детей от рождения и до 18 кг. Возможность установки лицом вперед и назад, 4 положения спинки, 5-ти точечные ремни обеспечат максимальный комфорт малышу.

 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама



Авторизация



3 года
- Мама, мама поиграй со мной в загадки,
- Ну, давай, отвечаю. Висит груша, нельзя скушать, что это?
Дочка отвечает:
- А, знаю, это лампочка.
- А теперь ты мама угадай. Висит яблоко, нельзя скушать,что это?
- Не знаю, - отвечаю ей.
- Ну как же не знаешь, это ведь гнилое яблоко!