ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Здоровье ребенка Влияние шума на психику ребенка


Влияние шума на психику ребенка

шум и ребенокШестилетний ребенок, придя в школу, сразу встречается с требованием: «На уроке должно быть тихо». «На уроке нельзя шуметь», «Ребята, что-то у нас шумно на уроке!» или «Потише, пожалуйста!» — эти или подобные слова — в активном профессиональном словаре каждого учителя.

 



Безусловно, учителя-профессионала больше радует рабочий шум на уроке, чем «мертвая тишина», но все-таки он стремится к тому, чтобы в классе было тихо, ибо по опыту знает, что в шуме, в обстановке беспорядка дети не только не усвоят программный материал, но могут просто не расслышать его голоса. Тогда вместо радости от педагогического общения с детьми он унесет с урока раздражение, подавленность, усталость и головную боль. И не только потому, что урок не удался. Причиной его подавленности и раздраженности, усталости и головной боли может быть именно шум на уроке.

ПРАВИЛО ТИШИНЫ
Проведенные  исследования достаточно убедительно показали, что шум вызывает изменения в первую очередь в центральной нервной системе. Медицинская литература так описывает механизм воздействия шума на центральную нервную систему. В коре головного мозга, то есть в высшем его отделе, под воздействием шума возникает охранительное торможение, защищающее нервные клетки от истощения, затем, по мере увеличения времени действия шума, происходит нарушение уравновешенности основных нервных процессов — торможения и возбуждения — в сторону преобладания возбуждения. Нарушение слаженности двух основных процессов в центральной нервной системе приводит к нарушению функции различных органов и систем организма.

МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШУМА
Шум характеризуется двумя основными параметрами: интенсивностью и частотным составом. Интенсивность шума измеряется в децибелах (дб), частота в герцах (гц). При гигиенической оценке учитываются оба фактора.

В зависимости от уровня интенсивности и спектра шума различаются несколько ступеней воздействия шума на человека:

•   шум, вызывающий механические повреждения органов слуха;

•  шум, вызывающий необратимые изменения в органах слуха и приводящий к общему болезненному состоянию организма человека;

•  шум, затрудняющий разборчивое восприятие речи и оказывающий, таким образом, значительное воздействие на нервную систему человека, повышающий утомление и снижающий производительность труда; 

•  шум более низких уровней, оказывающий вредное воздействие на нервную систему человека, мешающий его умственному труду и отдыху.

С учетом данных относительного влияния шума на работоспособность, слуховую функцию и организм человека в целом составлены и действуют «Санитарные нормы и правила по ограничению шума на территориях и в помещениях производственных предприятий № 785— 69». В основу норм по шуму положены рекомендации Комитета по акустике Международной организации по стандартизации. Международными рекомендациями признано, что шум 85 дб на частоте 1000 гц является границей, после которой шум вреден.

Шум бытовой, а также шум, возникающий в условиях учебной деятельности в детских аудиториях,— особая проблема.

ШУМ— ИСТОЧНИК УТОМЛЕНИЯ

Влияние шума на утомляемость шестилетнего школьника исследовалось специально. Обратимся к анализу школьного урока.

Учитель на уроке требует тишины. К каким шумам отнести шум на школьном уроке — к профессиональным или бытовым? Основной труд ребенка в школе — умственный, в котором принимает активное участие внимание, а также высшие психические функции: восприятие, память, мышление, воображение. Отрицательное действие шума на их функционирование бесспорно. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования убедительно доказали это. Чем сложнее и выше зоны центральной нервной системы, принимающие участие в трудовой деятельности, тем больше они страдают от воздействия шума. Для умственного труда вреден даже тихий шум. Данные изучения действия шума различных уровней на организм в экспериментальных условиях, а также наблюдения, проводившиеся в школах, показывают, что на центральную нервную систему может влиять шум даже сравнительно небольших интенсивностей, порядка 60—70 дб.   Все   зависит  от  характера   деятельности   человека.

Основной шум, который возникает на уроке,— это шум человеческой речи. Интенсивность речевого шума измеряется в дб: тихий шепот — 10 дб, умеренный шепот — 20 дб, громкий шепот — 40 дб, нормальная громкая речь — 50—60 дб. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум  кратковременный.

Надо знать, что шум обладает способностью складываться и увеличиваться по мере увеличения источников шума. И если двадцать пять маленьких школьников, радуясь чему-то, разом закричат: «Ура-а!», то учитель либо недовольно поморщится, либо улыбнется, но закроет уши руками: интенсивность шума превышает нормы, допустимые для слухового анализатора. А если несколько детей в классе заговорят шепотом или вполголоса, кто-то повернется к соседу, кто-то полезет в портфель за книжкой, кто-то, уронив ручку, загремит партой, поднимая ее, какой же интенсивности будет сложенный из этих источников шум? Правомерно ли говорить о его вредности?

Директор школы, непосредственно отвечающий за охрану здоровья учащихся, хорошо знает нормы освещенности в классном помещении, гигиенические нормативные требования к школьной мебели, следит за воздушным режимом, за техникой безопасности и т. п., но о нормативных требованиях интенсивности шума на уроке вряд ли прочтет директор школы в педагогической периодике, сборниках нормативных документов или доступной ему литературе. Не знает об этих нормативах и рядовой учитель начальной и средней школы.

В технической и медицинской литературе по вопросам акустики имеются данные о  влиянии  шума  на  внимание, умственный труд, работоспособность, разборчивость речи, центральную нервную систему с указанием порогов интенсивности шума, превышение которых оказывает существенный отрицательный эффект.

Так, шум, интенсивностью выше 55 дб мешает умственному труду, ощущается при умственной работе неприятным, раздражающим; шум интенсивностью выше 58 дб заглушает нормальную речь учителя, делает ее неразборчивой; шум, превышающий 60 дб, снижает внимание; шум интенсивностью выше 65 дб, оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность, развивает утомление, может вызвать раздражение, подавленное настроение, тревогу.

Исходя из интенсивности шума, характера его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, исследователь В. А. Рахматшаева дает следующую типологию шумов школьного урока.

Незаметный шум (40—45 дб) создает ощущение полной тишины, благоприятной для умственного труда. Этот шум не утомляет. Его можно сравнить с шумом тихого радио, легкой радиомузыки в квартире, с шумовым фоном в городе ночью. Незаметный шум не превышает допустимых уровней шума для умственного труда и речевого шума, не снижает внимания, работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.

Тихий рабочий приятный шум (46—58 дб) ощущается субъективно приятным. Это шум умеренного разговора. Он сам по себе также не утомляет. Его можно сравнить с шумом спокойной улицы днем, с шумной квартирой. Он в два раза громче незаметного шума. Тихий рабочий приятный шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.

Громкий рабочий неприятный шум (59—65 дб) ощущается неприятным, мешающим умственному труду, раздражающим. Это шум громкого разговора. Он заметно утомляет. Его можно сравнить с громкой речью по радио, с шумной улицей (без трамвая). Он в два — два с половиной раза громче тихого приятного рабочего шума, в четыре раза громче незаметного шума. Громкий рабочий неприятный шум превышает санитарные допустимые нормы для умственного труда, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на центральную нервную систему вызывает неприятные эмоции.

Интенсивный анормативный шум (65—75 дб) — это шум, неприемлемый для умственного труда. Заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он в полтора-два раза больше громкого рабочего  неприятного  шума.   Интенсивный  анормативный  шум значительно превышает санитарные нормы для умственного труда, нормы допустимых уровней речевого шума, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции.

Вредный импульсный шум (76—88 дб) — это шум крика, резкого стука, удара. По интенсивности можно сравнить с громкой музыкой в ресторане, с шумом очень большого водопада. Он в два раза громче интенсивного анормативного шума, почти в три раза громче неприятного рабочего шума, в пять раз громче приятного рабочего шума; вреден не только для умственного труда, центральной нервной системы, внимания и работоспособности, но и для слухового анализатора. Этот шум быстро утомляет, вызывает чувство страха, неустойчивое эмоциональное состояние, отрицательные эмоции,  вызываемые им,  сохраняются надолго.

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ И ШУМ
Экспериментальное исследование влияния стилей общения учителя на психическую активность шестилетнего ребенка дало возможность измерить интенсивность шума на уроках у учителей различных стилей.

Демократическому стилю обычно сопутствует тихий рабочий приятный шум, иногда — незаметный шум.
Императивному авторитарному стилю сопутствует громкий рабочий неприятный шум, редко тихий рабочий приятный шум и иногда вредный импульсный шум.
Попустительскому антиавторитарному стилю сопутствует громкий рабочий неприятный шум и интенсивный анормативный шум.

Рассмотрим средние значения интенсивности шума по отдельным моментам урока в различных стилях.

При демократическом стиле в пределах тихого приятного рабочего шума проходят и объяснение материала учителем (48,6 дб), и работа детей на доске и в тетрадях (49,9 дб), и самостоятельная работа в тетрадях (48,7 дб). В тех же пределах проходят фронтальные беседы (52,0 дб) и звучат ответы нескольких детей (49,7 дб) и ответы одного ребенка (51,4 дб). В пределах тихого рабочего шума оказываются также нерабочие моменты урока: начало и конец урока (55,4 дб и 52,6 дб) и даже моменты анормативного поведения (55,4 дб).

При императивном, авторитарном стиле в пределах тихого рабочего шума проходит только самостоятельная работа детей в тетрадях (58,6 дб). Остальные рабочие моменты урока, требующие, как известно, полной тишины для успешного умственного труда, проходят в пределах громкого неприятного рабочего шума. В частности, объяснение материала учителем проходит при шуме в 63,8 дб. В те моменты, когда отвечает один ребенок, шум в среднем равен 60,3 дб, а когда дети работают в тетрадях и на доске — 61,8 дб. Нерабочие моменты урока проходят при императивном, авторитарном стиле, в основном в пределах интенсивного анормативного шума. Так, в начале и в конце урока шум в среднем равен 67 дб, в отдельные моменты урока шум поднимается в среднем до уровня 69 дб.

При попустительском, антиавторитарном стиле все рабочие и нерабочие моменты урока проходят в пределах интенсивного анормативного шума. Так, объяснение материала учителем проходит в шуме в 69,7 дб, работа на доске и в тетрадях —72,2 дб. Во время фронтальной беседы шумомер показывает в среднем 67,1 дб, и только тогда, когда отвечает один ребенок, шум в классе составляет в среднем 61,7 дб, то есть находится на уровне   «громкого рабочего неприятного» шума.

Значительную роль в снижении работоспособности на уроке играет человеческий крик. Измерение интенсивности голоса учителя на уроке производилось в те моменты, когда он хвалил детей, разговаривал с ними ласково, в моменты, когда он излагал новый материал или вел опрос, в моменты, когда он отчитывал детей за нарушение правил поведения или за нерадивость, в моменты, когда он повышал голос, кричал. В среднем, в зависимости от характера голоса и от интенсивности шума в классе, ласковый, добрый голос учителя измеряется в пределах от 46 до 64 дб, индифферентный, спокойный деловой голос — в пределах от 52 до 67 дб, строгий, повышенный — от 56 до 75 дб, крик — от 65 до 88 дб. На уроке крик учителя в 80—88 дб длится несколько секунд, иногда доли секунды, но о его вредности уже есть основания говорить. Он вызывает стойкие, сохраняющиеся надолго отрицательные эмоции.

В целом, общий шум на уроке демократического стиля можно характеризовать как равномерный шум низкого уровня интенсивности, благоприятный для учебного умственного труда, центральной нервной системы, сохраняющий внимание, разборчивое восприятие речи, не снижающий работоспособности, не вызывающий отрицательных эмоций.

Шум на уроке
императивного, авторитарного стиля можно характеризовать как неравномерный, среднего уровня интенсивности шум, неблагоприятный для учебного умственного труда, центральной нервной системы, снижающий внимание, разборчивое восприятие речи, работоспособность, вызывающий неприятные эмоции.

Шум на уроке попустительского, антиавторитарного стиля можно характеризовать как неравномерный шум высокого уровня интенсивности, мешающий учебному умственному труду, создающий значительную нагрузку на центральную нервную систему, существенно снижающий внимание, разборчивое восприятие речи, развивающий утомление, вызывающий отрицательные эмоции.

Анализируя шум на уроках с разным стилем воздействия учителя (на класс в целом и на каждого в отдельности), мы, безусловно, не можем все сводить к количественной характеристике самого шума. Помимо шумового воздействия на психику человека, мы должны выделить эмоциональный тон речи. Учитель, обращая свою речь к детям, влияет посредством ее не только на их умственное и духовное развитие, не только дисциплинирует свой класс, но и выражает свое отношение к тому, что говорит.

Экспрессия речи взрослого оказывает непосредственное воздействие на эмоциональное состояние ребенка. Ведь с эмоционального тона речи взрослого ребенок начинает дифференцировать его отношение к себе. Совершенно справедливо сказать: дети — эхо эмоций взрослого. Особенно справедливо это в отношении первого учителя к эмоционально открытым шестилетним первоклассникам.

В.С. Мухина
"Шестилетний ребенок в школе"

 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама



Авторизация