ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Здоровье ребенка Нервно-психическое здоровье дошкольника


Нервно-психическое здоровье дошкольника

Такие проблемы, как капризность, непоседливость, чрезмерная активность или, напротив, заторможенность, вялость, чаще всего обусловлены именно физической неготовностью ребенка к школе: незрелостью нервной системы, ее ослабленностью за счет чрезмерных для ребенка учебных или спортивных нагрузок. У таких детей часто меняется настроение, они раздражительны, могут быть агрессивны или, наоборот, застенчивы. У них часто бывают кошмары, навязчивые страхи (темноты, воды и др.).

 

При чрезмерных нагрузках и отсутствии эмоциональной поддержки со стороны семьи у такого ребенка возникают нервно-психические расстройства.

Нервно-психические нарушения проявляются разнообразно: вялость, раздражительность, двигательное беспокойство, нарушения сна, ночное недержание мочи, заикание, тики и др.

Дети с нервно-психическими нарушениями не являются «ненормальными» детьми. Это не психопаты или инвалиды. Таким детям сложнее развиваться, чем обычным, из-за их физиологических особенностей.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Важно с пониманием отнестись к чрезмерно активному (гиперактивному) ребенку. Как правило, дети вертятся и отвлекаются не из вредности или упрямства, а потому что они не способны физически длительно контролировать свои движения, сконцентрироваться на выполнении задания, рассеянны и не знают покоя.

Физиологически это объясняется особенностями нервной системы: мозг легко возбуждается, а процесс торможения затруднен из-за индивидуальных физиологических особенностей. Другими словами, детям сложно контролировать свои движения не потому, что не хочется, а потому, что не получается.

Только к 6-7 годам созревают мозговые структуры, отвечающие за произвольность движений (способность контролировать свои действия) в достаточной мере, чтобы ребенок мог просидеть 30 минут на одном месте, не разговаривать во время урока и соблюдать другие требования школьной жизни. Поэтому все дошкольники по своей природе — гиперактивны. В 4-5 лет они учатся бегать, прыгать, кувыркаться и используют любую возможность, чтобы потренироваться и исследовать свои новые умения и возможности.

Если ваш ребенок чрезмерно активен, не способен заниматься одним и тем же в течение 10 минут, быстро утомляется, импульсивен и подвижен, то при обследовании невролог может диагностировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

В дошкольном возрасте, как правило, он не ставится и особого беспокойства не вызывает. Гиперактивное поведение дошкольника соответствует его возрастным особенностям. Проблемы начинаются в школе. Ребенок отстает в учебе, проявляет агрессивность по отношению к сверстникам, учителя жалуются на плохое поведение на уроках.

Основных причин у СДВГ две. Первая — неблагополучное протекание беременности или родов, которое может привести к минимальным мозговым дисфункциям (ММД). Биологически мозг ребенка здоров, но функционирует он дисгармонично. В данном случае возбуждение распространяется по всей коре больших полушарий, что приводит к тому, что ребенок не может успокоиться, собраться, сконцентрировать свое внимание (не образуется устойчивая доминанта).

Второй причиной является неблагополучие в семейных отношениях, неумение родителей с пониманием и заботой отнестись к особенностям своего ребенка. Если же отец и мать заботятся о нем, прислушиваются к нему, откровенно проявляют свою любовь, то СДВГ не приводит к серьезным нарушениям в поведении: ребенок неагрессивен, расслаблен, старается вести себя хорошо.

ОСЛАБЛЕННАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ)
Другую группу трудных детей составляют дети с ослабленной нервной системой. Такие дети быстро утомляются, рассеянны, для них характерна вялость, нежелание, играть в активные игры. Они пассивны. Темп деятельности очень медленный. Им приходится все время подсказывать.

Таким детям необходим щадящий режим дня: дневной сон, лечебная физкультура, регулярное питание, длительные прогулки, активные игры. Занятия спортом должны быть умеренными. Учебные нагрузки по  подготовке к школе – минимальны. При серьезных расстройствах – исключены.

В школе на подготовку домашних заданий должно отводиться не больше часа в день.

ДЕТСКИЕ СТРАХИ
Малыши часто чего-то боятся: темноты, шума, собак... Но боятся по-разному. Например, абсолютно нормально, если ребенок просится к вам на руки, увидев огромную овчарку. Это скорее проявление осторожности, чем страха. Но если ребенок начинает плакать при виде таксы — пора идти к психологу.

Если ребенок боится темноты, ни в коем случае не прибегайте к драконовским методам, оставляя ребенка плачущим в темной комнате. Купите ночник, проверяйте шкаф на наличие «монстров» перед сном, посидите в его комнате, пока он не уснет, — берегите здоровье вашего ребенка.

Чтобы успокоить маленького ребенка, бывает достаточно «магических заклинаний». Например, распылить «волшебную» воду из пульверизатора по всем стенам, углам, в шкафу и за шторой. Теперь никакие монстры не смогут прийти в комнату.

Часто к страхам относят отвращение: страхи пауков, насекомых, грязи. Если объект, на который направлен страх, не может принести человеку смерть или нанести увечье, то речь, скорее, идет об эмоции отвращения. Часто она направляется на насекомых. Такие страхи редко наблюдаются у дошкольников, но у взрослых встречаются уже почти у каждого. Происходит это от неполноценного восприятия природы, когда объекты окружающего мира остались неизученными и малопонятными, а потому их живая деятельность не задевает вашего интереса.

Если вы боитесь насекомых, испытываете к чему-то чувство отвращения, вряд ли вы умудритесь не воспитать их в вашем ребенке.

Наличие детских страхов, с одной стороны, является нормой для дошкольника с точки зрения того, что они есть почти у всех. С другой стороны, страх — это признак неблагополучия в родительско-детских отношениях в той или иной степени. Чем сильнее страх — тем менее удовлетворена потребность ребенка в родительской любви.

Когда ребенок счастлив, удовлетворен жизнью, когда родители проявляют к нему любовь и заботу, ему не страшен даже сам серый волк.

Если страх больше похож на панику, доставляет массу беспокойств вам и вашему ребенку, вы долго не  можете успокоить малыша, — это признаки того, что необходима помощь специалиста.

Что делать, если у вашего ребенка есть такие нарушения? Обратитесь к специалистам. Индивидуальную программу лечения составит психоневролог. Психолог поможет установить отношения в семье, которые способствовали бы скорейшему выздоровлению и предотвратили появление нервно-психических расстройств вновь.

Если у вашего ребенка серьезные нервно-психические нарушения (например, синдром дефицита внимания с гиперактивностью), лучше повременить со школой — начать обучение с 8 лет.

Что побеждает: болезнь или любовь?
Психологами проводился следующий опыт. Дети были разделены на 4 группы:
1. Со сложным темпераментом и с неблагополучием в отношениях с матерью (матери плохо заботились о детях, уделяли им мало внимания и ласки).
О сложном темпераменте ребенка говорят, если он родился с минимальными мозговыми дисфункциями. Такие младенцы плаксивы, капризны, долго не могут успокоиться и доставляют гораздо больше беспокойства своим родителям, чем дети с легким (здоровым) темпераментом.
2. Со сложным темпераментом и с благополучными отношениями с матерью.
3. С легким темпераментом (здоровые) и неблагополучием в отношениях с матерью.
4. С легким темпераментом и благополучием в отношениях с матерью.

Далее отслеживалось, насколько дети успешны в развитии, насколько они хорошо адаптируются в школе и т. п.
Несложно догадаться, что лучшие результаты показывали дети из 4-й группы, а худшие — из 1-й.

Но кто показал худшие результаты: те, у кого было неблагополучие в отношениях с матерью, или те, у кого были эмоциональные нарушения в силу особенностей нервной системы? Худшие результаты показали дети, отношение матерей к которым было незаботливым, грубым, невнимательным. Такие родители позволяли себе кричать на ребенка, ругать его, часто наказывали. Это не было жестокое обращение с детьми или абсолютное безразличие к ребенку. Нет. Такой стиль поведения родителей принят во многих семьях. Если нервная система ребенка функционирует нормально, то недостаток родительской любви сказывается на развитии ребенка, но при этом не создает серьезных проблем: пока не грянет подростковый возраст. Если же у ребенка есть какие-то нервно-психические нарушения, то неразумное поведение родителей приводит к катастрофе. Ребенок не контролирует себя, проявляет агрессивность, появляются навязчивые движения, тики, он боится всего вокруг, плачет по любому поводу...

Благополучные отношения родителей и детей — это отношения любви и свободы. В каждой семье были периоды, когда отношения родителей и детей становились разумными, свободными от страхов и заблуждений, творческими... Такие моменты мы называем счастьем.

Чаще обнимайте ребенка, разговаривайте, играйте, гуляйте, занимайтесь, учите, целуйте, боритесь, соревнуйтесь... Наполните ребенка любовью, сделайте его счастливым — это лучшее лекарство от страхов, неуверенности в себе, агрессивности и других психологических проблем.

Помните: когда вы ругаете ребенка, позволяете себе кричать или, наоборот, не разговаривать, отчитывать со строгим взглядом, вы лишаете своего ребенка Любви, а значит, сами выстраиваете фундамент неуверенности в себе, агрессивности, безразличия.

Главная задача родителя — настолько разобраться в себе, настолько понимать своего ребенка, чтобы в любой момент быть наполненным любовью и одарить ею свое дитя.

Когда идти к психологу?
Психолог должен помочь вам в случае:

  • любых проблем в воспитании ребенка;
  • при любых конфликтах между вами и вашим ребенком;
  • гиперактивности;
  • ослабленности нервной системы (например, при восстановлении после длительной болезни);
  • страхах и отвращении;
  • застенчивости;
  • демонстративном непослушании (нарочно делает именно потому, что нельзя, например, ругается матом);
  • агрессивности, жестокости;
  • тиках, навязчивых движениях;
  • энурезе (недержании мочи); внезапно развившийся и усугублящийся энурез нуждается в ранней диагностике рака мочевого пузыря;
  • когда вы не уверены, что ваш ребенок достаточно интеллектуально развит (у него плохо развиты речь, память, внимание, ему с трудом дается решение задач и т. д.);
  • после пережитых ребенком серьезных физических заболеваний: травм, инфекций;
  • после пережитых  ребенком психологических травм: чрезвычайное происшествие, сильный испуг, насилие и т. п.;
  • лживости, воровстве и др.;
  • когда вы не знаете, как воспитывать, не ругая, не срываясь, не наказывая чаще, чем это следует делать.


Когда идти к неврологу?
Невролог (невропатолог, психоневролог) — это врач, в задачи которого входит установление сохранности нервной системы. Если ваш ребенок пережил тяжелую травму или инфекцию, которая может повлиять на развитие его нервной системы, он будет длительно наблюдаться у невролога.

При серьезных отклонениях в нервно-психическом здоровье (СДВГ, навязчивые движения, сильные страхи) следует обратиться не только к психологу, но и к неврологу, который должен определить, нужно ли дополнительное медицинское (как правило, общеукрепляющее) воздействие или с нервной системой ребенка все в порядке.


Когда идти к логопеду?
В норме к 5 годам у ребенка уже достаточно развита речь. Он разговаривает, правильно произнося все звуки (в том числе «р», шипящие). Предложения его распространены, речь разнообразна, словарный запас увеличивается с каждым днем.

Логопеды считают, что до 4,5 лет ребенок имеет право произносить звуки неправильно, так как он овладевает речью творчески, как бы исследует родной язык. Но если у вас есть сомнения, нормально ли развивается речь ребенка, лучше перестраховаться и посетить логопеда.

Уже с 2 лет ребенок должен четко различать похожие звуки. Например, «ш» и «с»; «м» и «н» и т. д. Если он их не различает, то он будет их взаимозаменять. Например, говорить «няч» вместо «мяч» и «моски» вместо «носки».

В 3 года ребенок должен чувствовать ритмику слова: количество слогов в слове и какой слог ударный. Дети в этом возрасте могут коверкать слова до неузнаваемости, но количество слогов и ударения должны быть одинаковы. Например, вместо слова «капитан» ребенок 4 лет может сказать «пикитан» (ударение на втором слоге).

Если ребенок говорит с «прононсом», то следует обязательно показать его логопеду. Также обратитесь к логопеду, если в 5 лет ребенок не может выучить даже четверостишие.

К 5 годам речь детей в достаточной степени сформирована, чтобы их спокойно понимал любой взрослый человек, а не только близкие и родные. Ребенок уже должен уметь правильно согласовывать слова в роде («красивая шляпа», а не «красивый шляпа»; «зайчик поскакал», а не «зайчик поскакало») и числе («уши», а не «ухи» и т. д.).

К 6 годам ребенок уже согласовывает слова в падеже («достань рукой до потолка» а не «достань руку до потолка»). Он должен уметь образовывать и видоизменять слова («большой» — «большущий» — «пребольшущий»), составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их («спрячься за деревом», а не «спрячься после дерева»).

В любом случае, помните, что чем раньше родители обратятся к логопеду — тем легче и успешнее пройдут лечение и коррекция.

По материалам книги  Д. А. Поповой "Как подготовить ребенка к школе"

 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама





Мой четырех летний сын Сережа на отдыхе бегал по краю небольшого, но глубокого надувного бассейна. На мои замечания о том, что он сейчас упадет, он отреагировал так: посмотрел на меня взрослым взглядом, и говорит:
- Мама, а если я случайно упаду? Ведь от случайностей же никто в мире не застрахован?