ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Методики развития ребенка Основные принципиальные положения концепции развивающего обучения по Д.Б.Эльконину — В.В.Давыдову


Основные принципиальные положения концепции развивающего обучения по Д.Б.Эльконину — В.В.Давыдову

Чтобы решить задачу присвоения обычным учителем  системы Эльконина-Давыдова необходимо для руководителя вычленить ее сущностные основания и проследить как они воплощаются в педагогической практике.








В самом общем виде педагогическая идея концепции развивающего обучения может звучать так: в младшем школьном возрасте через специально построенное обучение (на основе теоретических знаний и теоретического мышления) у ребенка могут быть сформированы определенные способности по собственному самосовершенствованию, саморазвитию, самопознанию.

Проектируя образование в данной альтернативной системе, авторы данной концепции «сознательно ориентировались на культивирование фундаментальной человеческой способности — самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом». Именно эта способность позволяет человеку самоопределиться в мире, включиться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми.

В традиционной школе никогда не ставилась такая задача. Более того — отсутствие у детей младшего школьного возраста самостоятельности, «умения учиться», неспособность быть субъектом собственной учебной деятельности вызывает в настоящее время справедливое недовольство и беспокойство взрослых: ребенок, который к концу начальной школы не обретает этого умения, в средней школе перестает учиться, порождая массу подростковых проблем школьного негативизма и невротизма, а, получив аттестат зрелости, обнаруживает свою глубокую незрелость, не готовность жить в стремительно меняющемся мире.

Очень долгое время в нашей системе образования считалось, что ученику начальной школы рано быть самостоятельным в учебной деятельности, а достаточно быть послушным и прилежным исполнителем школьных требований. За этим житейским представлением стоял очень долго совсем иной (нежели сегодня) взгляд на так называемую природу детства, на возрастные возможности развития ребенка 7—11 лет (см. ниже по тексту).

!! Необходимо остановиться и сразу выяснить, что понимается в данной концепции под понятием «умение учиться».

Одна из педагогический иллюзий заключается в том, что в традиционной школе происходит смешивание понятий «умение учиться» с общей организованностью (умение подготовить рабочее место, вовремя приступить к урокам, спланировать общий ход работы). Подобные полезные навыки самоорганизации относятся к умению учиться, как благородная оправа к бриллианту.

Само умение учиться есть способность преодолевать собственную ограниченность: расширять границы своих знаний, переходить к умелости от неумения.

Умение учить самого себя — «способность преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности, в отношениях с самим собой: неумелым или ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться, становиться (делать себя) другим». Чтобы учить, изменять себя, человек должен, во-первых, знать о своей ограниченности, во-вторых, уметь переходить границы своих возможностей.

Пусковым механизмом этой способности является рефлексия, которая позволяет устанавливать и раздвигать границы собственных возможностей в мышлении и  деятельности.
Следовательно, в основании способности умения учиться лежит такая способность - как рефлексия. Рефлексия — это универсальный способ построения отношений человека к собственной жизнедеятельности.

В свою очередь такие понятия как «рефлексия» и «умение учиться» связаны между собой понятием  «субъект»: человек, умеющий учить себя, сам определяет границы своего знания  (не знания) и сам находит средство расширить границы известного, доступного.

Итак, уже по первому положению, которое мы рассмотрели, можно говорить о принципиальном  отличии данной системы от традиционных подходов в образовании. Это отличие лежит в плоскости целеполагания.

ЦЕЛЬ традиционной школы — дать ребенку определенные знания, умения, навыки (для начальной школы — научить ребенка писать, считать, читать).

ЦЕЛЬ в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова  — сформировать у ребенка определенные способности (рефлексия, анализ, планирование) по самосовершенствованию. Знания в данной системе являются не самоцелью, а только средством.

Закончить   первое   положение данной   концепции   (о   целеполагании)   хотелось  бы  словами Д. Б. Эльконина:
«Позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя». (Совершенствовать,  учить самого себя  — это значит строить отношения с самим собой,   как  с «другими»).

Итак, в основании данной концепции лежат определенные психолого-педагогические основания, которые для любой системы являются фундаментом. Мы можем сколько угодно менять само «здание» системы (программы) при неизменном фундаменте, а результат меняться не будет. Так, в традиционной системе образования и поступали: фундамент не менялся с. 17—18 вв., а постоянно делали «косметический, капитальный ремонт самого здания» путем внесений изменений в содержание программ непринципиального значения. Поэтому есть необходимость рассмотреть далее именно психолого-педагогические основания (фундаменты) традиционной системы и системы развивающего обучения.

 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама





Мой четырех летний сын Сережа на отдыхе бегал по краю небольшого, но глубокого надувного бассейна. На мои замечания о том, что он сейчас упадет, он отреагировал так: посмотрел на меня взрослым взглядом, и говорит:
- Мама, а если я случайно упаду? Ведь от случайностей же никто в мире не застрахован?