Организм ребенка шестилетнего возраста интенсивно развивается. Все физиологические системы (сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная и др.) находятся в зависимости от условий этого развития. Поэтому шестилетний ребенок нуждается в организованном щадящем режиме, индивидуальном подходе.
Двигательный режим ребенка из относительно свободного меняется на обусловленный строгими правилами поведения. Теперь в школе ребенок несет большую физическую нагрузку. Он должен сидеть неподвижно в определенной, обусловленной правилами позе. Статическая нагрузка противоречит физическому развитию — в этот период ребенок интенсивно растет, его позвоночник очень чувствителен. Для правильного физического развития ребенку следует предоставлять условия к облегчающим его напряжение свободным движениям.
К шести годам организм ребенка хотя и обладает большой пластичностью благодаря интенсивному физическому созреванию, но по той же причине он легко травмируется. В определенных условиях ребенок становится физически активным, а иные условия утомляют его и резко снижают эту активность.
В то же время само созревание у всех детей имеет большие индивидуальные различия. В прежние годы были проведены специальные исследования морфофункционального созревания основных физиологических систем организма детей шестилетнего возраста.
Выявлялись критерии готовности организма к обучению ребенка в школе.
Гигиенистами был введен специальный термин школьная зрелость как готовность организма ребенка к систематическому обучению. Определенный уровень морфологического и функционального развития обеспечивает возможность обучения. Для установления этого уровня школьной зрелости существуют специальные критерии. Но для учителя все дети его класса, выдерживающие школьный режим и чрезмерно утомляющиеся от уроков (незрелые), находятся на его попечении и зависят от его любви и внимательности. Для того, чтобы помочь первокласснику адаптироваться к школе, следует знать особенности работоспособности шестилетних во временных циклах года.
Приведем дневную, недельную и годовую динамику работоспособности.
Работоспособность в течение учебного дня.
У шестилетних детей работоспособность невелика. Первый урок самый продуктивный, хотя и в это время работоспособность неустойчива. На последующих уроках продуктивность и качество работоспособности снижаются. Однако рациональная организация учебного дня поддерживает ребенка в тонусе.
Для шестилетних детей продолжительность урока должна составлять не более 35 минут. Хорошо продуманное расписание включает динамические упражнения и танцы под музыку на уроках, когда каждому ребенку предоставляется возможность освободиться от статического напряжения. Кроме того, должны быть введены в расписание уроков подвижные игры и развлечения на чистом воздухе.
Работоспособность в течение учебной недели.
Самые продуктивные для учебной деятельности детей дни недели — вторник и среда; день наиболее низкой работоспособности — пятница.
Расхождения между работоспособностью шестилетних и семилетних детей более выражены в первом полугодии и менее — во втором. Исследования многих учебных лет показывают, что в условиях рационального режима учебных занятий шестилетних детей их умственная работоспособность к концу учебного года сравнивается с таковой у семилетних.
Работоспособность в течение учебного года.
Здоровые шестилетние дети, готовые к обучению в школе, привыкают к школьному режиму и дают продуктивные показатели работоспособности начиная с 4—6 недель. Однако у многих этот период продолжается до 8—9 недель, то есть до конца первой четверти учебного года.
Надо отметить, что качественные .показатели умственной работоспособности детей, не готовых к обучению в школе, на протяжении примерно первого полугодия (с сентября по декабрь) значительно ниже, чем у остальных детей. Поэтому учитель по возможности должен учитывать неспособность этих детей работать с таким же напряжением, как другие дети.
Особенностью всех детей шестилетнего возраста является достаточно быстрая утомляемость в условиях одной и той же деятельности.
Субъективно это состояние переживается потерей интереса к выполнению задания, появлением отрицательных эмоций и стремлением назамедлительно переменить занятие. Если учитель недостаточно хорошо чувствует своих детей и не дает им возможности разрядиться, то дети сами бессознательно ищут способ переключить свое внимание от задания к развлечению.
В.С. Мухина
"Шестилетний ребенок в школе"
< Предыдущая | Следующая > |
---|