ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Психология дошкольника Психологическая готовность к обучению в школе


Психологическая готовность к обучению в школе

Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности — очень важная сторона подготовки детей к обучению в школе. Умственная готовность к школе во многом определяет, но не исчерпывает все своеобразие приспособления ребенка к новым требованиям, к новой деятельности.

Она является важным компонентом в целостной системе психологической готовности ребенка к обучению в школе, поэтому и рассматривать ее целесообразно в системе. Дошкольное детство — длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий, все же является периодом, когда все дети одинаково хороши и равны. В это время и семья, и общество создают для ребенка все необходимые и возможные условия, не требуя от него никакого отчета.






Школьное детство с самого начала требует от малыша иной позиции — у него есть и определенные блага, и определенные права, но впервые появляются четкие обязанности перед обществом — семьей, учителем, классом, школой, страной. Он должен учиться и учиться хорошо. Он — школьник. Это его первая социальная роль. То, как он ее выполняет и как справляется с обязанностями, предписываемыми этой ролью, конкретизируется и объективируется в виде оценок и отметок учителя.

Во многом от отметок, особенно на первых порах школьного детства, зависит и авторитет ребенка в коллективе сверстников: хорошо ответил или написал; похвалила учительница, поставила «отлично», значит, с ним интересно играть, дружить. И, понятно, совсем по-другому складываются отношения с теми детьми, кому по разным причинам с самого начала не повезло на «отлично».

Педагоги образно говорят, что, начиная учиться, ребенок из страны «хочу — не хочу» переходит в страну «надо». Этот переход иногда оказывается очень трудным, хотя чаще он проходит нормально, а иногда сравнительно легко. Все это обусловлено многими причинами. Одна из главных причин заключается в том, насколько ребенок психологически подготовлен к школе, к новому типу ведущей деятельности — учебной, которая приходит на смену игре.

Подготовленностью к чтению и математике обусловливается школьная успеваемость. И хотя мало вероятно, что хорошо читающий ребенок попадет в отстающие, у него могут возникнуть свои серьезные трудности. Вместе с тем далеко не все дети из тех, кто не научился читать до школы, попадают в отстающие. Очень многие из них довольно успешно овладевают чтением уже в первом полугодии.

И школьные трудности, и школьные радости имеют разный характер. Один не может достаточно четко отстоять свою позицию среди сверстников, у другого плохо с письмом и он не видит выхода из этого положения, третий скован в отношениях с учительницей, четвертый умеет считать, но не быстро. А у учительницы их больше тридцати. Попробуй своевременно разобраться в каждом, заметить положительное, опереться на это положительное, помочь в преодолении трудностей. У учителя на этом этапе чрезвычайно ответственная функция — он должен учить детей и одновремено «доподготовить» их к этой учебе.

Первый класс — это как бы порог в большое здание школьной науки. И от того, как ребенок ступит на этот порог, найдет ли вовремя поддержку, чтобы не споткнуться, зависят его дальнейшие успехи, равно как и неудачи.

Педагогический опыт и психолого-педагогические исследования показывают, что при всем многообразии возможностей индивидуального приспособления к требованиям школы на протяжении первого класса можно выделить типичные качества ребенка, которые в наибольшей мере обусловливают этап адаптации в новых условиях, обеспечивают в одних случаях более легкое, а в других — более напряженное или менее успешное включение в учебную деятельность, К концу дошкольного детства у ребенка формируются качества, которые являются предпосылкой его перехода в новую фазу — фазу школьного детства. Уровнем сформированности этих качеств и определяется степень подготовленности ребенка к новому жизненному этапу, к обучению в школе.

Подготовка к школе должна заключаться не только и не столько в обучении ребенка каким-либо специальным знаниям и умениям, сколько в общем развитии его умственных способностей и познавательных интересов, в формировании умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления и на основе этого делать определенные выводы и умозаключения.

Наличие умственных способностей и умений, является лишь одним из компонентов в психофизиологической готовности ребенка к школе. Существенное значение для эффективности школьного обучения имеет также тот уровень общего физического и духовного развития, и в первую очередь развития нравственно-волевых качеств, которого достигают дети, поступающие в первый класс.

Содержание подготовки к школьному обучению определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. К завершению дошкольного периода у детей необходимо сформировать психологическую готовность к обучению в школе.

Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального, включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Эти психологические качества определенным образом сгруппированы, а их группы рассматриваются как компоненты психологической готовности к школе.

Основными компонентами психологической готовности к школе являются:

  • умственная готовность к школе;
  • мотивационная готовность к школе;
  • эмоционально-волевая готовность к школе;
  • готовность к общению с одноклассниками и с учителем.

 

 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама