Министерство образования разъяснило, в чем же заключаются изменения в Законе Украины "О дошкольном образовании" в части обеспечения обязательности получения дошкольного образования детьми пятилетнего возраста. Сообщает Пресс-служба МОН.
Пунктом 1 статьи 4 Закона Украины "О дошкольном образовании" (от 11.07.2001 г.) определено, что дошкольное образование есть обязательной первичной составной частью непрерывного образования в Украине. Аналогичная норма присутствует в нормативных документах подавляющего большинства развитых государств, является требованием для стран ЕС и основывается на многолетнем опыте и многочисленных выводах специалистов разных профилей (психологов, педагогов, медиков и т.д.).
К примеру, во Франции еще в 1975 году был принят закон о школе, предусматривавший меры по обеспечению преемственности между дошкольным воспитанием и школьным обучением. На сегодняшний день в этой стране действует единая, обязательная для всех учебных заведений государственная образовательная программа, по которой обучение детей в материнской и начальной школах осуществляет один педагог, обеспечивающий тесную связь между дошкольным и школьным обучением. В материнских школах и классах для детей при школах дошкольное образование получают все дети с 5 до 6 лет.
За год до школы организовываются в дошкольных образовательных учреждениях практически все дети и в Финляндии, образовательная система которой считается одной из лучших в мире. Государственная программа воспитания детей дошкольного возраста существует в Болгарии, в других странах Европы. А в Великобритании с 5 лет начинается уже обучение в школах.
Одногодичные учреждения для полноценной подготовки к школе детей 5-6 летнего возраста существуют в Японии. В Израиле поступление ребенка в старшую группу в детском саду является обязательным для подготовки к школе. Нормой подготовки к школе является посещение дошкольных учебных заведений и в США, что регламентировано утвержденной в 1965 году программой.
В настоящее время Украина уверенно выходит на европейский и мировой уровень образования, поэтому назрела потребность в создании новой образовательной системы, соединяющей в себе украинские национальные традиции и современные наработки мировой педагогики. Воспитание здорового ребенка и компетентной личности, соблюдение прав ребенка на получение качественного дошкольного образования являются главными приоритетами в организации работы со старшими дошкольниками.
На уровне государства обеспечивается реализация права каждого ребенка пятилетнего возраста на доступность и бесплатность дошкольного образования, полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и социальное его развитие, формирование предпосылок учебной деятельности.
Подтверждением необходимости принятия решения такого рода является то, что не дожидаясь внесения изменений в законодательство в области образования, родители поняли, что получение дошкольного образования будет способствовать формированию личности ребенка, развитию его творческих способностей, обретению социального опыта, умению находиться в коллективе, одновременно сохраняя свою индивидуальность, что будет способствовать качественной психологической подготовке ребенка к предстоящей учебе в школе. Поэтому около 90% процентов детей пятилетнего возраста на сегодня уже приобретают дошкольное образование.
Внесение изменений в законодательство о необходимости обязательного дошкольного образования не означает, что дети должны по достижению 5 лет сесть за парты, как первоклассники в школе, учиться писать, читать т.д.
Основной целью данного нововведения есть создание равных стартовых условий для всех детей пятилетнего возраста к предстоящей учебе в школе, формирование культуры поведения, используя для этого различные виды деятельности, в том числе развивающие игры.
Кроме этого, статьей 9 Закона Украины "О дошкольном образовании" предусмотрено, что родители имеют возможность выбирать различные формы получения детьми дошкольного образования. Наиболее распространенными формами получения дошкольного образования детьми пятилетнего возраста являются:
- Государственные и частные дошкольные учебные заведения;
- Группы кратковременного пребывания;
- Группы при общеобразовательных учебных заведениях;
- Охват социально-педагогическим патронатом и т.д.
Министерство образования Украины не предусматривает ввод обязательных свидетельств и других документов, подтверждающих прохождение ребенком дошкольного образования. Приняв этот закон, государство, прежде всего, взяло на себя дополнительные обязательства, а не "свалила дополнительное бремя на родителей".
В Министерстве с целью рассмотрения обязательного дошкольного образования детей пятилетнего возраста подготовлен проект Концепции развития дошкольного образования на период до 2017 года, распорядительные документы по разработке программно-методического обеспечения совместно с Национальной Академией педагогических наук Украины, спланированная работа по подготовке и переподготовке педагогических кадров, создан отдел дошкольного образования.
Разработаны также проекты Типовых штатных нормативов для дошкольных учебных заведений, в котором предусмотрены должности практических психологов и социальных педагогов, нацеленных на то, чтобы особое внимание уделять детям, которые не смогут посещать дошкольное учебное заведение.
Учитывая указанное, принятие нормы об обязательности дошкольного образования для детей 5-летнего возраста отражает объективное положение дел, отвечает потребностям украинского общества и общеевропейским и мировым стандартам.
По материалам Министерства образования и науки Украины
< Предыдущая | Следующая > |
---|