ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Психология дошкольника Определение тревожности у ребенка


Определение тревожности у ребенка

Никакие специальные упражнения для исследования индивидуальных особенностей не применимы. Вы фиксируете проявления тревожности в повседневном общении с ребенком, его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, близкими и посторонними. Вы наблюдаете, как ребенок выполняет упражнения, направленные на исследование внимания и памяти, мышления и способностей, следите за игровой активностью.






ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ:
- Повышенная возбудимость, напряженность, скованность;
- Страх перед всем новым, незнакомым, непривычным;
- Неуверенность в себе, заниженная самооценка;
- Ожидание неприятностей, неудач, неодобрения старших;
- Исполнительность, развитое чувство ответственности;
- Безынициативность, пассивность, робость;
- Склонность помнить скорее плохое, чем хорошее.

Каждый отдельно взятый признак не является свидетельством выраженной тревожности. Наличие 6-7 признаков говорит о высокой тревожности; 3-5 — о тревожности среднего уровня; 1-2 — о низкой тревожности.

Чтобы избежать субъективизма при оценке тревожности дошкольника, предложите нескольким знающим его взрослым оценить его поведение но каждому из перечисленных семи признаков й выведите средний бал.

Итак, перед вами текст анкеты. Чтобы проверить свои оценки тревожности ребенка, сделанные на основе наблюдений, заполните эту анкету самостоятельно, а затем предложите ее родителям ребенка, воспитателю или методисту, хорошо знающему вашего воспитанника.

1.  Не может долго работать не уставая.
2.  Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3.  Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4.  Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5.  Смущается чаще других.
6.  Часто говорит о возможных неприятностях.
7.  Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8.  Жалуется, что снятся страшные сны.
9.  Руки обычно холодные и влажные.
10. Нередко бывает расстройство стула.
11.  Сильно потеет, когда волнуется.
12.  Не обладает хорошим аппетитом.
13.  Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15.  Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16.  Часто не может сдержать слезы.
17.  Плохо переносит ожидание.
18.  Не любит братьев за новое дело.
20. Не уверен в себе, своих силах.
21. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность: 15-20 баллов;
Средняя  тревожность — 7-14 баллов;
Низкая тревожность — 1-6 баллов.

Если тревожности нет вообще или она низкая, хорошо это или плохо? Не тревожный ребенок обычно слишком беззаботен, требует от взрослых неусыпного контроля. Такой "смельчак" постоянно экспериментирует со всем, что оказалось под рукой. Он не учится на собственных ошибках, моментально забывает о предостережениях, былых падениях, ожогах, травмах и неудачах. Он безогляден и безудержен, самоуверен и бесцеремонен. Так что вам придется много поработать, чтобы научить ребенка с пониженной тревожностью кавыкам самоконтроля.

К ребенку с высокой тревожностью подход совсем иной. Такого робкого дошкольника желательно постоянно подбадривать, поощрять, заранее хвалить, выражая уверенность, что он справится с заданием, сумеет, не подведет. Чтобы преодолеть скованность, надо помогать дошкольнику расслабляться, снимать напряжение с помощью подвижных игр, музыки, спортивных упражнений.

 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама