Задача:
- Самопознания и самосознания детьми своего "Я-образа".
- Формирование умения понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно выражать и регулировать свое.
- Игровая коррекция агрессивности детей, нейтрализация негативной эмоциональной энергии.
- Формирование навыков.
- Формирование нравственных представлений учащихся.
Занятие 1.
Цель: создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях; снятие эмоционального напряжения детей, создание атмосферы "защищенности" и взаимного доверия в группе; диагностика характера и иерархии взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе, особенностей эмоционального мира детей.
Материалы: дневники участников тренинга, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Сообщение цели занятий.
Дети садятся в круг. Психолог говорит детям, что они будут встречаться вместе на специальных занятиях. Эти занятия не будут похожи на уроки. На них можно играть, рисовать, а главное - поделиться с другими своими радостями и проблемами, получить добрый совет, научиться лучше понимать себя и других, узнать о себе и других много нового и интересного.
2. Правила группового взаимодействия.
Для более эффективной деятельности тренинговой группы нужно отработать и усвоить правила группового взаимодействия. У нас их было 5:
- Участие в тренинговых упражнениях и выполнения отдельных занятий - на добровольной основе.
- Говорить нужно кратко, конкретно и только о том, что сам думаешь, чувствуешь.
- Слушать товарищей внимательно, не перебивая.
- Критиковать не человека, а конкретный поступок.
- Критиковать только в легкой, доброжелательной форме.
1. Игра "Знакомство"
Каждому участнику предлагается выбрать себе какое-нибудь имя, которым он хотел бы, чтобы его назвали другие. Эта процедура имеет диагностический смысл. На выборе имен мальчиков явно отражается влияние западных видео- и мультипликационных фильмов. Большинство выбирало в основном такие имена, как "Терминатор", "Чак Норрис", "Робот-полицейский", "Человек-змея" и т. п. Лишь незначительное количество детей оставило себе свое имя. Повторив поочередно каждый свое новое имя, дети придумывают и зарисовывают его символ-образ, например, в виде пиктограммы.
Этот символ дети рисуют на обложке своего дневника, будто подписывая его. После этого предлагается игра "Гости", которая позволяет выявить характер групповых взаимоотношений детей.
2. Игра «Гости»
Психолог сообщает детям, что для того, чтобы они смогли быстро и хорошо запомнить свои новые имена, они сейчас поиграют в такую ??игру. Каждый участник мысленно представляет себе какой-то праздник. При этом можно предложить детям на протяжении 1-2 минут закрыть глаза и представить себе этот праздник. После этого детям предлагается внимательно посмотреть друг на друга и по очереди (по кругу) назвать новыми именами тех участников группы, которых бы они пригласили бы на праздник. Игра социометрическая. Психолог имеет возможность зафиксировать иерархию взаимоотношений детей, статус каждого участника в группе, выявить учеников, нуждающихся в статусной коррекции.
3. Подвижная игра "Море волнуется ..."
Знакомую всем детям и взрослую игру несколько изменили соответствии с целью тренинга. Дети выбирают ведущего, который возвращается к другим спиной и говорит всем знакомые слова: "Море волнуется раз ...". После счета "три" дети должны замереть в необычной позе. Ведущий поочередно подходит к каждому ребенку, "включает" его и старается угадать, кого и в каком эмоциональном состоянии он отразил. Потом ребенок сам рассказывает, что он хотела изобразить. При этом психолог анализирует вместе с группой выразительные невербальные средства передачи задуманного образа (мимика, жесты, взгляд, сжатые кулаки, "когти" и т. п.), анализирует насколько удачным был их выбор. Характер позы ребенка и его вербальное объяснение также имеют диагностическую ценность для руководителя группы. Довольно часто дети изображали страшных, агрессивных боксеров, героев видео- и мультфильмов (динозавров, ниндзя-черепашек, Роботрон и т. п.), или маленьких, слабых, напуганных животных (зайчиков, белочек, обезьянок - чаще девочки).
Следует помнить, что участие во всех упражнениях является добровольным и не стоит заставлять ребенка, который отказывается выполнять задачи, так как некоторые дети еще не достигли необходимого для "раскрытия" уровня адаптации в группе.
4. Этюд "Слушаем себя" (упражнение на ауторелаксации)
Детям предлагается сесть удобно, в течение 1-2 минут закрыть глаза, расслабиться и "прислушиваться к себе", вроде "заглянуть в себя" и подумать: что каждый чувствует, какое у него настроение. В это время психолог рисует мелом на доске схематическое изображение различных эмоциональных состояний человека: радости, злости, страха, печали, удивления, спокойствия. Затем психолог сообщает, что им нужно, не открывая глаз, поочередно рассказать, как каждый из них себя чувствует, какое у каждого настроение. После короткого рассказа каждого участника психолог предлагает детям открыть глаза и посмотреть на схематические изображения различных эмоциональных состояний. Вместе с психологом обсуждаются особенности мимики в каждом случае: положение и форма бровей, глаз, уголки губ.
5. Упражнение "Шестое чувство"
Это упражнение используется как диагностический метод изучения уровня единства группы. Для этого детям предлагают ответить на вопрос, но не от себя, а как бы от всех участников группы, то есть так, как бы, по их мнению, ответила бы наибольшее количество участников. Ответы дети должны молча записать, не называя никаких вариантов вслух, иначе игра не состоится, "не будет интересно".
Предлагаются следующие вопросы:
1) который у большинства участников группы самый любимый день недели;
2) какая самая любимая пора года;
3) какое именно любимое число;
4) какую геометрическую фигуру выбрала группа: ромб, квадрат, треугольник или круг;
5) что хотели бы делать участники группы в данный момент?
По окончании первой части задания тренер снова зачитывает вопрос и варианты ответов, а каждый ребенок поднимает руку в том случае, если прозвучал его ответ. Проводится экспресс-обсуждение результатов выполнения задания.
6. Рисование на тему "Мой самый счастливый день"
Детям предлагается в течение 2-3 минут вспомнить и нарисовать самый счастливый день в своей жизни. Психолог просит детей вспомнить, какие чувства они испытывали в тот день, чем он им запомнился, предлагает "поделиться" радостью с другими детьми. Рисование способствует невербальном выражению переживаний, о которых не каждый ребенок может рассказать другим. Анализ высказываний, цветового решения и содержания рисунков детей дает возможность частично диагностировать уровень их привязанностей. Доброжелательное обсуждение рисунков, понимание чувств детей и стимулирующая похвала тренера снимает барьеры общения, эмоциональное напряжение и создает ощущение "защищенности в группе".
7. Этюд "Радуга" (упражнение на ауто релаксацию)
Дети садятся удобно, закрывают глаза и в течении 1-2 минут представляют себе легкую радугу, прекрасную игру цветов и себя в спокойном, расслабленном состоянии, отдыхающим. Психолог "навевает" на детей приятные ощущения покоя, расслабленности. По окончании упражнения обсуждается, какие чувства испытали дети во время его выполнения, что чувствовали, кто "видел" что-нибудь необычное.
8. Этюд "Улыбка по кругу"
Дети все берутся за руки и "передают улыбку по кругу": каждый ребенок возвращается к своему соседу и, пожелав ему что-нибудь хорошее и приятное, улыбается ему, тот улыбается соседу и т. д. При этом можно образно "взять улыбку" в ладони и осторожно "передавать" ее по кругу, из рук в руки.
Подобную методику могут использовать в своей работе и детские сады, адаптировав ее под детей дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающие занятия по предупреждению агрессивности детей младшего школьного возраста. Занятие 2.
Коррекционно-развивающие занятия по предупреждению агрессивности детей младшего школьного возраста.Занятие 3.
< Предыдущая | Следующая > |
---|