ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Психология дошкольника Определение агрессивности дошкольника


Определение агрессивности дошкольника

Первые признаки агрессивности наблюдаются после двух с половиной лет.
Какого ребенка называют агрессивным? Стремящегося намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль, в том числе и посредством слов. Агрессивный дошкольник дразнит сверстников, выкрикивает обидные фразы, оскорбляющие другого. Он упрям и самонадеян, сначала возражает, а потом выслушивает, чаще говорит "нет» чем "да".






Признаки агрессивности:

• упрямство, стремление возражать, отказываться;
• драчливость, вспыльчивость;
• приступы гнева, прости, негодований;
• желание обидеть, унизить, оскорбить;
• властность, потребность настаивать  на своем;
• эгоцентризм, неумение понять интересы другого;
• самоуверенность, завышенная самооценка.

Каждый отдельно взятый признак не свидетельствует о выраженной агрессивности. Случайные, эпизодические проявления упрямства или вспыльчивости — тоже не показатели высокого уровня данного свойства. Лишь систематически наблюдаемые проявления перечисленных особенностей поведения и взаимодействия могут свидетельствовать об агрессивности дошкольника.
Наличие 6-7 признаков говорит о высокой агрессивности, 3-5 — о средней, 1-2 — о низкой агрессивности.

В соответствии со схемой, предложенной для исследования тревожности, подготовьте бланки для небольшой анкеты, которая поможет вам более уверенно говорить об уровне агрессивности дошкольника.

Предложите данную анкету коллеге (воспитателю или методисту), хорошо знающему данного ребенка, а также его близким (отцу, матери, бабушке или дедушке, старшей сестре). Сравните полученные данные и выведите средний балл.

1.  Злой дух временами вселяется в него.
2.  Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3.  Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4.  Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5.  Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит, рвет книги.
6.  Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7.  Он не прочь подразнить животных.
8.  Переспорить его маловероятно.
9.  Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает.
10.  Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11.  В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12.  Часто не по возрасту ворчлив.
13.  Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14.  Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15.  Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых.
16.  Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18.  У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19.  Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20.  Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается как 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, относится к исследуемому дошкольнику.
Высокая агрессивность — 15-20 баллов.
Средняя агрессивность  — 7-14 баллов.
Низкая агрессивность — 1-6 баллов.

Следует ли радоваться, если агрессивность слишком низкая или не обнаруживается вовсе? Отсутствие агрессивности — не идеал. Такие дети не умеют постоять за себя и других, они не возражают, соглашаются, стараются всегда оставаться в тени. Их пассивность, несамостоятельность, нерешительность и некоторая заторможенность мешают развитию произвольной регуляции поведения, столь важной при подготовке к школе.

Такие дети нуждаются в стимуляции активности и раскрепощенности, им надо давать задания, предполагающие проявление инициативы и самостоятельности. Они очень нуждаются в поощрении и доброжелательном внимании, чтобы они почувствовали уверенность в собственных силах.

Как  работать с агрессивным дошкольником?  Ведь один драчливый и раздражительный ребенок может помешать работе всей группы. Да и ему самому не сладко от собственной неуравновешенности и гневливости. Эффективный прием: перевести драчуна и буяна на 1-2 недели в группу более старших ребят, где ему не удастся безнаказанно подавлять всех и вся. Только не следует угрожать таким помещением в другую группу. Пусть повод будет правдоподобным, например, связанным с карантином или ремонтом. Если нет возможности организовать такой радикальный переход в непривычные условия, необходимо в привычной обстановке поставить ребенка в такие условия, чтобы у него снизились повседневные успехи, чтобы товарищи начали его явно опережать в чем-то. Только сверстники помогут агрессивному ребенку осознать собственные промахи й ошибки, только дети облегчат формирование волевых задержек. Изучите интересы агрессивного ребенка, его склонности. Это поможет вам  заинтересовать его привлекательной деятельностью, найти более продуктивный выход для бушующей энергии. Почаще давайте такому ребенку поручения, требующие решительности и инициативы, опирайтесь на положительные качества, присущие ему. Помогите ребенку освоить не только командирские, но и подчиненные, второстепенные роли. Начните с игры, а затем постепенно переходите к повседневным заданиям.

Наконец, попытайтесь разобраться в семейных проблемах агрессивного ребенка. Семья, в которой бытуют жесткие, суровые взаимоотношения, создает условия для роста агрессивности. Унижать, наказывать ребенка, требовать покорности и беспрекословного послушания — значит своими руками культивировать несдержанность и злобность. Постарайтесь убедить родителей дошкольника, что только ваши с ними совместные усилия, терпение и вера в успех помогут подготовить ребенка к школьной жизни.

«Практическая психология для воспитателя»

 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама